4. В основе исследования феномена библиографии детской литературы лежит дихотомический метод

4. В основе исследования феномена библиографии детской литературы лежит дихотомический метод. И в этом плане библиография детской литературы абстрагируется от других видов библиографии. Теория библиографии детской литературы зарождалась на базе библиографической практики.

Актуальность исследования определяется ролью библиографии детской литературы в обществе, необходимостью теоретического анализа особенностей ее функционирования. В определении библиографии детской литературы «детство» родовое понятие, которым мир детей отграничивается от мира взрослых.

Проанализировано состояние понятийного аппарата в библиографии детской литературы, предложены рабочие определения основного термина и понятия

Есть основания предполагать, что библиография детской литературы играет существенную роль в этой информационной эстафете. Объектом исследования выступает библиография детской литературы как особое явление в общей структуре библиографии.

3. Выявить, обосновать специфику и дать определение цели, задач, функций, видов библиографии детской литературы с позиций системного подхода. 4. Осмыслить роль библиографии детской литературы в передаче культурного опыта поколений в открытой системе способов освоения мира ребенком. Принципы обучения и воспитания, педагогические и психологические науки традиционно являются методологическим фундаментом для библиографии детской литературы (бывшей отрасли педагогики).

Важнейшим для данного исследования дихотомическим методом выявлялся феномен библиографии детской литературы, специфика объектов, субъектов, библиографической деятельности. Данная работа первая, где теория библиографии детской литературы представлена как оригинальная целостная система научных взглядов в контексте феномена этой библиографии.

Многоаспектность детерминирована спецификой самой библиографии детской литературы, в которой развитие теоретической мысли неотделимо от методики и практики библиографирования

В результате анализа был определен круг исследовательских задач, которые периодически выдвигались теоретиками и практиками библиографической деятельности с детской литературой. Научная новизна заключается также и в том, что констатация особенностей потребителя библиографической информации (ребенка и взрослого) поднята до уровня научного исследования. Впервые раскрытие общественной сущности библиографии детской литературы построено на общем теоретическом анализе библиографического обеспечения детства и сферы его культурного развития.

В соответствии с данным утверждением конкретизировано и расширено целевое назначение -библиография детской литературы представлена как метод передачи культурного опыта от одного поколения к другому. Отсюда, библиография детской литературы рассматривается в общей структуре библиографии параллельно с видами, ориентированными только на взрослого потребителя библиографической информации.

В истории библиографии детской литературы мы выделяем как объективные, так и субъективные факторы влияния на ее становление и развитие

В журнале «Современник» акцентируется внимание на нравственных и эстетических критериях отбора и оценки книг для детского чтения. Теория библиографии детской литературы создается в рамках рекомендательного библиографоведения, ее методологическая база строится на достижениях педагогики, психологии, литературоведения.

Отсюда, в методике библиографирования учитывались и особенности детского чтения, и особенности руководства этим чтением. Начальный этап истории библиографии детской литературы в XX веке достаточно хорошо изучен.

Однако теоретико-методологический аспект в изучении библиографии детской литературы, как целостного специфического явления в отечественном библиографоведении, в данных работах не акцентируется. По-прежнему трудно назвать какие-либо научные работы по общим вопросам библиографии детской литературы. В библиографии детской литературы этого периода оформляется связь с деятельностью библиотек, обслуживающих детей (школьных, детских отделений общественного пользования).

Библиографическая деятельность М.В.Соболева опирается на педагогику детского чтения, на глубокие знания детской литературы и ее теории (354-356)

Единство взглядов в классификационном отношении к книге подкреплялось общностью представлений библиографов и руководителей детского чтения о педагогических функциях детской литературы.

247-250). Особая заслуга А.В.Мезьер состоит в составлении обзоров библиографических пособий, что фактически явилось началом формирования библиографии библиографии детской литературы.

Вместе с тем, каждый вносил собственные новые идеи в организацию и управление детским чтением средствами библиографии. И тем не менее, в методике библиографирования художественной литературы у Лебедева много недоработок.

Очевидно, что функции данной библиографии шире освоенных библиографической практикой. Сложность теоретической модели библиографии детской литературы во многом обусловлена спецификой объекта. Это единственная библиография, в объекте которой две абсолютно разных по психофизиологическим характеристикам категории потребителей информации — дети и взрослые.

Понятие «феномен» используется нами по отношению к библиографии в целом в значении — необычайное, редкое библиографическое явление. В этом смысле понятие «специфика» (существенные признаки, отличающие данный объект от всех других) и понятие «феномен» рассматриваются как синонимы. Неразработанность проблемы вызвала необходимость данного исследования и предопределила его цель, задачи, объект и предмет.

На этой основе строились интеграционные процессы в теории библиографии детской литературы и библиотековедении (руководство детским чтением). Предметом исследования является теория библиографии детской литературы, рассмотренная в динамике исторического развития и многообразных проявлениях феномена этой библиографии.

Что еще посмотреть: