2. Малоформализированные методики

Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять формализованным методикам. При разработке и применении любой точки отсчета следует обращать особое внимание на выборку испытуемых, на которой проводится стандартизация диагностической методики.

Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Кроме статистической нормы, основой для сравнения, интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать и такие показатели, как процентили. В психодиагностике существует и другой подход к оценке результатов диагностических испытаний.

Создатель диагностической методики должен всегда сообщать, для какой специфической популяции были разработаны нормативные показатели. Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов.

Это требует от психолога-диагноста понимания сущности используемой методики, достоинств и недостатков ее компьютерной реализации. Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: предварительной обработки и интерпретации полученных результатов.

К малоформализованным методикам следует отнести: — наблюдение; — беседу; — анализ продуктов деятельности. Благодаря стандартизации методики до­стигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность со­поставления таких оценок в разных тестовых мето­диках.

Тогда методика как измерительный ин­струмент точна и максимально надежна. 3. НАДЕЖНОСТЬ ЧАСТЕЙ ТЕСТА — третья ха­рактеристика надежности психодиагностических методик. Сведения, характеризующие степень обосно­ванности и статистической надежности развития исследуемой психологической особенности в буду­щем, составляют ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ валид­ность методики. Большинство методик, особенно тестов спо­собностей и интеллекта, исследуются на предмет диагностической и прогностической валидности, нередко объединяемых общим понятием ЭМПИ­РИЧЕСКОЙ валидности.

Этого результата удалось добиться далеко не сразу; в некоторых случаях ученым приходилось заменять одни задания другими. Процентиль — это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Как и медиана, они удобны для описания распределения показателей и сравнения с другими распределениями.

Однако недостаток процентилей — это существенное неравенство единиц отсчета в том случае, когда анализируются крайние точки распределения. Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это полный набор знаний).

Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности. В математической статистике принято различать такие понятия, как генеральная совокупность (популяция) и выборка. Обычно из нее выделяют группу людей — выборку стандартизации — которая реально подвергается тестированию, и с ее помощью оценивается генеральная совокупность.

2. Малоформализированные методики

Выборка включала 1700 человек с равным количеством мужчин и женщин. На каждом возрастном уровне в выборку были введены один мужчина и одна женщина, находящиеся в учреждениях для умственно отсталых. Важно, чтобы у всех представителей популяции были равные шансы попасть в выборку стандартизации. Объем выборки может варьироваться в широких пределах, но ее минимальный порог, необходимый для получения достоверных результатов, — порядка 200 человек.

В создание данного ресурса вложено много сил и времени. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик. Первый этап состоит в создании единообразной процедуры тестирования.

Преимущества компьютерной психодиагностики

Учет влияния опыта испытуемого в тестировании. Естественно, что испытуемый, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации.

Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой. Работа компьютерной программы не зависит от продолжительности исследования, количества испытуемых и других факторов, влияющих на поведение человека-диагноста.

Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. По мнению А. Анастази, подавляющее большинство диагностических методик стандартизовано не для столь широких популяций, как многие полагают.

Что еще посмотреть:

  • Ролевые конфликты и их типыРолевые конфликты и их типыВ целом между социальными и ролевыми нормами никогда не бывает отношений тождества. Внутриролевые конфликты возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных […]
  • 8.2. Мотивация и стимулирование работников8.2. Мотивация и стимулирование работниковРуководству предприятия необходимо тщательно изучать индивидуальные потребности работника, следовательно, и его мотивы для трудовой деятельности. Иногда довольно трудно разобраться в тех […]
  • Расчет показателей эталонной динамикиРасчет показателей эталонной динамикиНазовем изображенный нормативный (эталонный) порядок графом упорядочения финансовых показателей деятельности предприятия. В клетке, симметричной данной относительно главной диагонали […]