§ 2 Надёжность и валидность

В психодиагностике проблемы надёжности и валидности методик тесно взаимосвязаны, тем не менее, существует традиция раздельного изложения этих важнейших характеристик. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится надёжность и валидность.

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. Эти требования в психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их совершенствованием.

§ 2 Надёжность и валидность

Следуя ей, начнём с рассмотрения надёжности методик. При этом в определённой мере могут совпадать как сами результаты, так и порядковое место (ранг), занимаемое испытуемым в группе.

Степень надёжности методик зависит от многих причин. При такой стандартизации процедуры исследования можно существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов на результаты теста и таким образом повысить их надёжность. На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на которой определялась надёжность методики.

Для каждой такой выборки приводятся свои коэффициенты надёжности. Приводимый показатель надёжности применим только к группам, подобным тем, на которых он определялся. Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Остановимся на более подробном рассмотрении этих показателей, характеризующих с разных сторон надёжность психодиагностической методики.

Внутренняя однородность методики показывает, что ее задания актуализируют одно и то же свойство, признак. Можно делить задания и другим путём, например, сопоставить первую половину теста со второй, первую и третью четверть — со второй и четвертой и т.п.

Но на начальном этапе разработки диагностической методики можно получить невысокие коэффициенты надёжности, например, порядка 0,46—0,50. Это означает, что в разрабатываемой методике присутствует некоторое число заданий, которые в силу своей специфичности ведут к снижению коэффициента корреляции.

Следует отметить, что любые изменения в содержании методики — изъятие заданий, их перестановка, переформулировка вопросов или ответов требует заново высчитывать коэффициенты надёжности. Определить надёжность самой методики — это не значит решить все вопросы, связанные с ее применением.

Деловая и прикладная литература

В том, что измеряемый признак со временем меняется, нет ничего опасного для надёжности. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью той же методики. О стабильности признака судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и повторного обследования. При определении стабильности признака большое значение имеет промежуток времени между первым и повторным обследованием.

Итак, были рассмотрены три показателя надёжности психодиагностических методик

В этом случае результаты двух предъявлении методики уже нельзя рассматривать как независимые. В этом случае, например, К.М. Гуревич (1975) рекомендует рассмотреть по частям ту выборку, на которой устанавливался коэффициент стабильности. Совсем другое требование предъявляется к коэффициенту стабильности, если автор методики считает, что измеряемое свойство уже сформировано и должно быть достаточно устойчивым.

Особенно существенную роль личность экспериментатора играет при проведении так называемых недетерминированных методик (например, в проективных тестах). Надёжность изменится лишь тогда, когда воздействие экспериментатора на испытуемых различно: одни стали работать лучше, другие хуже, а третьи так же, как и при первом экспериментаторе. Коэффициент константности определяется путём корреляции результатов двух опытов, проведённых в относительно одинаковых условиях на одной и той же выборке испытуемых, но разными экспериментаторами.

Если методика применяется к выборке, отличающейся от той, на которой проверялась ее надёжность, то эта процедура должна быть проведена заново. Возможные изменения ранговых мест испытуемых будут незначительными, и, следовательно, надёжность методики будет высокой.

Что еще посмотреть:

  • Класс Ресничные инфузорииКласс Ресничные инфузорииКласс Саркодовые. Свободноживу-щие жгутиковые обитают в воде и влажной почве. Среди них есть как фотосинтезирующие, так и нефотосинтезирующие организмы. Лейшманиальная форма паразитирует у […]
  • Оуэн, Роберт — ВикипедияОуэн, Роберт — ВикипедияВ первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. В семь лет учитель […]
  • Размеры УГО в электрических схемахРазмеры УГО в электрических схемах5.6.2 Устройства и элементы на схеме изображают в виде прямоугольников. Обозначения условные графические в схемах. Правила выполнения электрических схем железнодорожной сигнализации, […]