§ 1. Понятие и структура метода научного познания

Методология научного исследования анализирует средства, приемы и методы познания, применяемые для получения этого знания. В структуру методологии входит и методика исследовательской работы. Названная структура методологии познания (системы методов), как правило, воспринимается и применяется исследователем не расчлененно, а в целостности и совокупности.

По поводу элементного состава структуры методологии сравнительно-правовых исследований в юридической литературе существуют разные точки зрения. Она строится на сочетании, с одной стороны, сравнительно-правового подхода, который является доминирующим в ее структуре, и с другой стороны — остальных подходов и методов познания.

§ 1. Понятие и структура метода научного познания

В некоторых случаях посредством переплетения сравнительного метода с иными методами образуются его разновидности, например, сравнительно-логический, сравнительно-исторический и т.д. И, наконец, элементы третьего блока (уровня) т.е. конкретные методы, раскрывают и отражают содержание предмета исследования. Несомненно, основополагающее значение в науке имеют проблемы методологии.

Причем само понятие методологии по-разному трактуется даже в философии. Если даже речь идет о Методе (с большой буквы) в единственном числе, то им интегрируется большое разнообразие конкретных методов и методик.

Во-вторых, метод и теория едины, выступают как взаимообусловленные проявления социально апробированного знания. Вся эта иерархическая система, между ступеньками которой существуют постоянные прямые и обратные связи, образует научную методологию, единую в конечном счете для всех областей знаний.

Юридической науке, в отличие от точных и естественных наук, неизвестно однозначное, исключительно единое для всех понимание того или иного правового явления. А на сегодня это разнообразие в правовой науке перенасыщено, что, кроме прочего, связано с радикальными изменениями, происходящими в правоведении.

§ 2. Методология как система научных методов

Термин «методология науки» в литературе употребляется неоднозначно. В связи с этим выдвигаются и различные точки зрения на понимание характера, сущности методологии и, соответственно, круга проблем, составляющих ее компетенцию.

Безусловно, дать четкое определение методологии науки, удовлетворяющее все подходы, очень сложно. Современная методология науки трудового права, основываясь на результатах предыдущих теоретических исследований, дает нам новый взгляд на понимание данных явлений, их реальной сущности. На формирование доктрины трудового права и определение методов, способов и подходов к его познанию значительно влияет наличие различных типов правопонимания.

Но сами по себе они никогда не приведут к конечному результату исследования трудоправовых явлений — выявлению общего и особенного в их развитии. В современную эпоху научная общественность отказалась от поиска единого методологического подхода, признав необходимость и целесообразность допуска различных методологических установок. В практике научного поиска все познавательные подходы реализуются через определенную совокупность методов исследования и методологических принципов.

К примеру, при изучении особенностей конкретного государства, организующего социальную жизнь в данном обществе, можно использовать системный или структурно-функциональный метод

Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Более того, статус науки в основном определяется ее предметом, а не объектом познания. От этого зависит и ее взаимоотношения с другими науками, т. е. какое место она занимает в системе объективных знаний. Из этого следует, что нет и не может быть вечной и неизменной для всех времен и народов единственно пригодной системы знаний и методов познания.

Знания, как и реальность, имеют многоуровневую структуру, для разных времен и эпох свой уровень познания, поэтому нельзя познать все и сразу, иначе остановится общественное развитие. Система научного знания меняется и развивается вместе с развитием общества, его сознанием. Каково общество, таковы и знания, и наоборот. Собственно говоря, знания (наука) это и есть идеальная (правильная) форма связи общества с окружающим миром, реальностью. Очевидно, что каждая наука — это определенный способ воспроизводства и аккумуляции знаний о тех объектах, изучением которых она занимается.

Обозначенные методы, как правило, используются не порознь, а в тех или иных сочетаниях

Эти научные элементы (субъект, объект, предмет и метод) характеризуют методологическую основу познания. Традиционно такими терминами являются «объект», «предмет» и «метод», подлежащие изучению. Поскольку правоведческий материал достаточно сильно индивидуализирован и с трудом поддается структурированию, типологизации, то это ограничивает его выражение в «точном языке».

Необходимо отметить, что сегодня изучение правовой методологии в отечественной науке предоставляет широкое поле для творческого использования всего арсенала методов познания. Философия в этом смысле становится методологией в процессе действия, в процессе ее применения в юридической науке и практике, использования для проникновения в тайны правовой материи.

Различается ряд уровней методологии вообще и в теории государства и права (это философский, общенаучный и конкретно-научный уровни). Задача методологии состоит в том, чтобы определить наиболее рациональные и эффективные пути исследования.

Что еще посмотреть:

  • Умножение и деление матрицы на число в ExcelУмножение и деление матрицы на число в ExcelДля этого в ячейку N3 введем формулу =B3+H3, где B3 и H3 – первые элементы матриц А и В соответственно. В диалоговом окне Аргументы функции выберем диапазоны, содержащие матрицы А и В. Для […]
  • Гальванизация области лица (полумаска Бергонье)Гальванизация области лица (полумаска Бергонье)Методика № 9. Гальванизация по интраназальной методике. 2. Электроды размером 10X15 см каждый размещают в области грудины и среднегрудного отдела позвоночника. Полумаска Бергонье имеет два […]
  • Первая помощь — Малышев ВПервая помощь — Малышев ВПрофессор-консультант В.Д. Малышев. В 2002 году в издательстве "Медицина" издано руководство для врачей "Интенсивная терапия". Сотрудники кафедры: доценты И.М. Андрюхин, С.С. Гостищева, […]