ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Единство материализма и диалектики в марксистской философии. Поэтому предмет исследования марксистско-ленинской философии составляют наиболее общие законы развития природы, человеческого общества и мышления. Диалектический материализм как философская система включает в себя не Только диалектику, но и диалектическую логику и теорию познания. Философия марксизма-ленинизма — это диалектический и исторический материализм.

Материалистическое решение основного вопроса философии предопределяет и материалистическое понимание предмета философии. Главная особенность марксистско-ленинской философии состоит в том, что она представляет собой научную систему взглядов на мир в целом, т. е. является цельным мировоззрением.

В отличие от систем понятий, принципов и законов частных наук марксистская философия представляет собой систему наиболее общих, предельно широких научных понятий, принципов и законов. Объективной основой единства материализма и диалектики служит неразрывность материи и форм ее существования, материи и законов ее развития.

Материализм и диалектика в марксистской философии не существуют друг без друга, но они не тождественны, так же как не тождественны материя и движение, отражением которых они являются. Это положение указывает лишь на логическую последовательность применения общих принципов марксистской философии к изучению природы и общества. В пределах единой марксистской философской системы исторический материализм имеет свою специфику, а следовательно, и свой предмет исследования.

Без исторического материализма как части марксистско-ленинской философии не может быть обеспечено последовательно научное решение и вопросов диалектического материализма. Важнейшими проявлениями творческого и революционно-критического характера марксистско-ленинской философии служат ее партийность и научная объективность. Партии в философии выражают и защищают интересы стоящих за ними определенных классов.

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Главное назначение диалектического и исторического материализма в современную эпоху состоит в том, чтобы активно содействовать строительству коммунизма. Диалектический материализм, как и все другие науки, отражает в своих положениях, законах и выводах объективный мир и закономерности его развития. Вместе с тем философия марксизма-ленинизма выясняет и другую сторону этой проблемы — способность человеческого сознания познавать материальный мир, быть более или менее верным его отражением.

Последовательно научный ответ на основной вопрос философии дает лишь диалектический материализм. Общие законы имеют самостоятельное значение, хотя они и проявляют свое действие через специфические законы. Из подобных утверждений современные противники марксизма пытаются сделать вывод, что предметом философии являются не объективные законы материального мира, а только законы мышления.

Диалектический материализм исходит из того, что все законы, в том числе и всеобщие диалектические законы, являются объективными. Гегеля, который признавал объективными лишь законы мышления, навязывая их природе и истории. Диалектико-материалистическая философия преодолела исторически неизбежную ограниченность прежней , методологии.

Специфика в рассмотрении вопросов вытекает из различия между материализмом и диалектикой, которое они имеют в рамках диалектического материализма. Диалектическая логика исследует законы и формы мышления, а теория познания — законы познания. В соответствии с этим диалектическую логику называют наукой о законах мышления, а теорию познания определяют как науку о законах познания.

Законы диалектики есть вместе с тем и законы познания. Совпадение диалектики, логики и теории познания в том смысле, о. котором говорилось, не исключает специфики каждой из этих сторон в структуре диалектического материализма. Диалектика, логика и теория познания не только совпадают, но и имеют между собой различие.

Законы мышления и законы развития объективного мира, как было указано, тождественны по своему содержанию, но в то же время они различны по форме своего проявления. Если их совпадение основано на общности законов мышления и бытия, то различие менаду ними основывается на специфике форм проявления этих общих законов в материальном мире, мышлении и познании.

Но эта же диалектика, изучая те же общие законы в их специфическом выражении в сфере мышления, выступает уже как учение о мышлении и его законах, как диалектическая логика. Можно с уверенностью сказать, что этот процесс будет происходить и в дальнейшем. Диалектический и исторический материализм представляют собой единую, цельную, стройную научную философскую систему.

Никакое развитие частных наук не может перекрыть и тем более исчерпать философский аспект теоретико-познавательных проблем научного знания. Поэтому принцип историзма — важнейший принцип марксистского диалектического метода, главное условие правильного, научного познания законов природы и общества.

Но мировоззренческое и методологическое значение диалектического материализма для успешного развития современной науки иногда еще недооценивается некоторыми учеными. 1 С. И. Вавилов. То, что естествознание по самой своей природе стихийно влечется к диалектическому материализму, замечательно глубоко вскрыл В. И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм».

Он необходим также и для того, чтобы не только не оступиться в болото идеализма, но и активно бороться против идеалистического миропонимания. Борьба против идеализма, позитивизма в современном естествознании — одна из самых важных задач как философов-марксистов, так и естествоиспытателей. Многие из буржуазных философов утверждают, что научность философии якобы не может быть совместима с партийностью, с политикой, с классовой точкой зрения.

Диалектический материализм есть научный метод познания для всех наук о природе и обществе. Как и всякая другая наука, марксистско-ленинская философия имеет свою собственную структуру. Поэтому как законы развития материи неотделимы от самой материи, так и диалектика в марксистской философии неотделима от материализма.

Что еще посмотреть: