Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Терпугова, Татьяна Германовна

Глава 2 Сентиментализм и его ценности в английском романе. В этом смысле наиболее интересна полемика между С. Ричардсоном и Г. Филдингом.

До Карамзина в русском сентиментализме господствовали романы. Именно в эпоху Просвещения возникло новое мироощущение, которое дало толчок оформлению той системы ценностей, что сохраняет актуальность и в начале третьего тысячелетия. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключена не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого.

Если католицизм отнимает у человека мотивацию успеха в мирской жизни, делая ставку на жизнь «вечную», то англиканство соединяет одно и другое. Служение Богу и путь к спасению души состоит в успешном ведении мирских дел, что ничуть не противоречит рационализму. Локк предлагает целую систему воспитания такой личности в гармонии с образованием, прямо обращая внимания на соединение теории и практики.

Соответствующим образом и интерпретация источников входит в область междисциплинарного анализа. Романисты активно пытались разъяснить свой замысел не только в прямых обращениях к читателю и текстах романов, но и в многочисленных авторских предисловиях.

Реалистический роман начала XVIII века они вообще не считали предметом искусства, в силу его «фактографичности», а сатиру Дж. Свифта и Т. Смоллета объявляли грубой и неприличной. С лёгкой руки Б. Джонсона, за Филдингом закрепилась до середины XX века репутация равнодушного к философии и «почти безнравственного» писателя. Во-первых, в силу того, что в его романах им виделась своеобразная кристаллизация традиции романа XVIII века и в то же время её разрушение.

Популярные реакции 17601830» , в которой наряду с текстами критических статей приводятся комментарии и обзорные статьи. Остаются классическими до нашего времени переводы Голдсмита, Прпа, Крабба и Грея, сделанные В.А. Жуковским.

Его сын, Н.Ф.Эмин, написал романы «Роза» и «Игра судьбы». П.Ю.Львов выпустил роман «Российская Памела, или История Марии, добродетельной поселянки», в котором он следовал Ричардсону.

Николай Михайлович Карамзин произвел в сентиментальной прозе подлинный переворот. Его повести отличались компактной формой и более динамичным сюжетом. У современников Карамзина наибольшей популярностью пользовалась «Бедная Лиза». В основу повести положена просветительская идея внесословной ценности человеческой личности. Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете.

Что принадлежит до Лизы, – пишет Карамзин, – то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала… Решая вопрос о внесословной ценности человека, он стремился раскрыть красоту и благородство чувств своей героини.

Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Эраст, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным… Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Первоначально он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою, как брат с сестрою».

Это – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывают к себе, в большей или меньшей степени, осудительное отношение. Что касается денег, то они создают лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. Симонов монастырь в Москве. В целях достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья.

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Терпугова, Татьяна Германовна

Свидания Лизы и Эраста происходят возле Симонова пруда, который после повести Карамзина получил название Лизина пруда. Эти реалии произвели на читателей ошеломляющее впечатление. 2.2. Проблема веры в сентиментализме. 2.3. Проблема самоценности человеческой личности в сентиментальном романе.

Одним из важнейших показателей духовного состояния любого общества является господствующая система ценностей как результат разносторонних социокультурных влияний и ведущих философских концепций. В России всё это усугубляется радикально проведенными реформами при отсутствии четко обозначенной перспективы развития страны. Важнейшим вектором такого осмысления может стать изучение системы ценностей определённой эпохи: механизма её формирования и закрепления в социуме, влияния на государственное устройство.

До настоящего времени вопрос об отношении к просветительскому комплексу идей остаётся пробным камнем для всякого культурно-исторического движения, философской школы и художественного течения.

Печальным подтверждением этого можно считать террористические акты в Нью-Йорке и последовавшие за ними события. В первой половине XX века начинают появляться труды обобщающего характера и работы по истории критики.

Что еще посмотреть: