Этика античности была обращена к человеку

Этика античности была обращена к человеку. Следова–тельно, этика обязана быть учением о благе в этой действи–тельной жизни и средствах, к нему ведущих. С именем Аристотеля связываются три сочине–ния по этике: «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Боль–шая этика».

Для этических произведений античных ав–торов характерно преобладание натуралистической ориента–ции. Все это позволяет судить об основ–ных положениях его этического учения. Судьба философа стала настоящим воплощением такого человеческого идеала, кото–рый он обосновал в своем этическом учении.

Так как мораль базируется на разуме и воле, то можно выделить добродетели дианоэтические и этические

С одной стороны, в своих поисках ис–тины как киники, так и киренаики отталкиваются от учения Сократа о счастье. В результате мораль у него оказывается вторичной (как и разум, который помогает человеку избегать всех страданий, связанных с из–лишком наслаждений). Основой этического учения Ари–стотеля служит психология.

Мораль и счастье должны быть связаны между собой. Аристотель утверждал, что высшего удовлетворения жизнью человек мо–жет достичь, только совершая моральные поступки

Человек есть мера всех вещей» – эти слова Протагора исследователи по праву считают девизом для всех этических произведений данного периода. Кроме того, основной особенностью этической позиции являлось понимание нравственности, добродетельности пове–дения человека как разумности. В центре их этических размышлений всегда находился человек, который являлся са–модостаточной ценностью.

Существует мнение, по которому этические сочинения Аристотеля были отредактированы после смерти его сыновья–ми, Никомахом и Евдемом

Сократ не принимал учение софистов из-за отсутствия у них позитивной программы. В отличие от них философ стремился сформулировать систему устойчивых и общих по–нятий. Сократ при этом различал понятия «счастье» и «наслажде–ние». В поиске путей решения всех этических проблем он зани–мал всегда рационалистическую позицию. Таким образом, по Сократу, понятия истины и доб–ра совпадают.

В частности, Аристипп из Кирены, который стал основопо–ложником киренской школы, считал высшим благом стремле–ние человека к удовольствиям, наслаждениям. Таким образом, крайне важными для понимания смысла морали стали идеи внутренней свободы человека и приорите–та духовных ценностей.

Конечно же, отрицание удовольствия как основы морали вполне правомерно. Но вот полное исключение удовольствий из жизни добродетельного человека, к чему стремились кини–ки, – это уже крайность. В дальнейшем развитии античной философии размышле–ния киников отразились в стоицизме, а продолжателями уче–ния киренаиков стали эпикурейцы. Учение Платона (427—347 гг. до н. э.) считают первой по–пыткой систематизации этических идей, которая была осу–ществлена философом на объективно-идеалистической осно–ве.

Так же, как и Сократ, он избирал для этого дедуктивный метод исследования. Он допу–стил, что за невидимыми человеком пределами мира, в «умном месте» расположен своеобразный класс идей, предметов, осо–бым отражением которых как раз и являются общие понятия. Таким образом, клю–чом к пониманию существа морали Платона является то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона, как и другие его идеи, осмыслил и развил его ученик, Аристотель.

Аристотель впервые определил и классифицировал науки, виды знания. Нравственная деятельность человека направлена на него самого, на развитие его способностей, его духовно-нравствен–ных сил, на улучшение его жизни, на осуществление смысла жизни и назначения. Нравственность личности, которая опирается на разум и волю, должна приводить цели и желания, потребности в со–ответствие с интересами всего государства.

В отли–чие от Платона, Аристотель отрицал врожденный характер добродетелей человека, что дало ему возможность говорить о вопросах нравственного воспитания. Добродетель напря–мую связана с общественно значимым действием и имеет нор–мативный характер.

Аристотель при этом предложил конкретный подход к опреде–лению меры добродетели. А также Аристотель обосновал идею о том, что каждая добродетель – это середина между двумя крайностями (мужество, таким образом, это середина между трусостью и отвагой). Учение о дружбе Аристотеля является первым опытом постановки и решения проблемы общения.

Этика призвана способствовать постижению и осущест–влению данной установки. В связи с этим уточняет–ся задача самой этики: помогать каждому человеку стать мо–ральным, а вместе с тем счастливым. А также философ положил начало эвдемонистической тради–ции в этике, считая, что смысл жизни каждого человека, вы–сшее благо – это достижение счастья. Творчество Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) считают вы–сшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возмож–ным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу истины.

Что еще посмотреть:

  • Лишение свободы и его видыЛишение свободы и его видыИсправительные колонии предназначены для отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено на […]
  • Суд за книгу Генерала Дуброва «Генералы о еврейской мафии»Суд за книгу Генерала Дуброва «Генералы о еврейской мафии»О признании книг: «Генералы о еврейской мафии», Г.К. ДУБРОВ Москва, ВИТЯ3Ь. Генерал Дубров погиб якобы от удара электрички на ж/д станции. 1494. Брошюра «Записки о ритуальных убийствах», […]
  • Общая вирусологияОбщая вирусологияНачался новый период в развитии вирусологии — период молекулярной вирусологии. Молекулярная вирусология, или молекулярная биология вирусов, — составная часть общей молекулярной биологии и […]