В соответствии с этим и первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В соответствии с этим и лечебные приемы в медицине первобытно-общинного строя испытывали влияние мировоззрения первобытного человека.
В каменном веке были заложены основы дальнейшего развития материальной и духовной культуры человечества. В таких условиях совместная жизнь была для людей единственно возможной и необходимой. Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Сначала люди научились пользоваться огнем, возникавшим стихийно, от молнии.
Взаимоотношение медицины и зачатков религии
По мере дальнейшего развития человек оказался в состоянии создавать более совершенные орудия, которые сделали возможным и охоту на крупных животных. В связи с возникновением первобытного хозяйства и ростом населения складывалась родовая организация общества. Первобытный человек относился враждебно ко всякому, кто не был связан с ним родством и совместной жизнью. Врачевание и медицинский опыт появились из потребностей первобытного человека на ранних ступенях первобытного общества и изменялись с развитием человека.
Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. Они утверждают, что будто бы у первобытных народов, а также в древние исторические периоды отношение к детской жизни и к детскому здоровью было, как правило, всегда пренебрежительным. В тесной связи с развитием и совершенствованием производства происходило накопление знаний о заболеваниях человека и открытие средств лечения и борьбы с болезнями.
Столкновения между родами и племенами, вооруженные конфликты в первобытном обществе еще более увеличили потребность в хирургической помощи. Представления первобытного человека о причинах и сущности болезней возникли и развивались одновременно и в тесной связи с общим его мировоззрением. Уже в эпоху первобытно-общинного строя зарождались и складывались наивно-реалистические взгляды на мир. Искусство человека древнего каменного века также имело реалистический характер.
В разных областях Европы, Азии и Африки с теплым и влажным климатом обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длительного развития, через ряд переходных ступеней, этих отдаленных предков произошел человек.
Это совершилось тогда, когда предки человека стали выделывать каменные орудия. Только с изготовления орудий труда начинается коренное отличие человека от животного. Благодаря труду постепенно средние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека.
Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что ;ыграло важную роль в формировании человека. Совместный труд людей привел к развитию членораздельной речи. Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на развитие головного мозга человека.
Благодаря труду возникло и стало развиваться человеческое общество. Процесс овладения стихийными силами природы протекал крайне медленно, так как орудия труда — грубо обтесанный камень и палка — были самые примитивные.
В истории первобытно-общинного строя выделяют эпоху первобытного человеческого стада (археологическая эпоха нижнего палеолита) и эпоху первобытно-родовой общины (верхний палеолит и неолит).
Происхождение человека
Пища первобытного человека долгое время оставалась преимущественно растительной. Люди питались плодами и кореньями. Черепа древних людей (неандертальцев) отличаются особенностями: у них массивные зубы и стертые коронки. В течение тысячелетий, крайне медленно накапливая опыт, люди научились выделывать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копания и других несложных действий. Такой случайно добытый огонь тщательно поддерживался и хранился.
Овладение огнем, по Энгельсу, было революцией в жизни человечества неизмеримо большей, чем в новое время, например, изобретение паровой машины. Дальнейшим крупным шагом в развитии производительных сил первобытного общества явилось возникновение земледелия.
Первобытно-общинный строй
Собирая корни растений, первобытные люди заметили, как прорастают зерна, оброненные на землю. Первобытный человек установил связь этих явлений и стал возделывать растения. При первобытно-общинном строе основой производственных отношений была общинная собственность на средства производства, соответствовавшая характеру производительных сил того периода.
По мере развития производительных сил естественное разделение труда упрочивалось и закреплялось. Объединялись для совместного труда только люди, находившиеся в родственных отношениях. Родство считалось по материнской линии. Рамки родовой общины были узки, в ее состав входили потомки одной женщины. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд женщин проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды.
Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. Эпос разных народов говорит о женщине-родоначальнице, хранительнице домашнего очага, хозяйке и покровительнице окружающей природы. В период матриархата женщина была центральной фигурой в хозяйственной общине, пользовалась большим почетом.
В ходе дальнейшего развития производительных сил решающую роль в жизни первобытной общины стали играть пастушество и земледелие, являющиеся делом мужчин. С общественным разделением труда и с развитием обмена неразрывно связано возникновение частной собственности. Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всех слоях первобытного общества.
Первобытный человек находился в сильной зависимости от окружающей природы, был совершенно подавлен трудностью существования и борьбы с природой. В сказках, легендах и мифах воспевается борьба человека с природой.