Взаимоотношение целого и части в восприятии

Индивидуальные различия и этапы восприятия. Восприятие пространства. Механизмы восприятия времени. Факторы, влияющие на особенности восприятия величины предмета. Особенности восприятия целого и части. Опознавательные признаки предмета. Основные свойства и виды восприятия. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Восприятие трехмерного пространства и его физиологические механизмы.

Всё, что нами воспринимается, в восприятии делится на «фигуру» («предмет») и «фон». И это является характерной, ключевой особенностью нашего восприятия, обеспечивающей все иные его способности. Находясь в лесу, мы можем одновременно видеть десятки и даже сотни различных деревьев. Но одни деревья находятся ближе других, и им обычно уделяется больше внимания, в нашем восприятии они представлены более детально.

Почему в нашем примере именно это дерево или группа деревьев стали фигурой? Возможно, дерево подозрительно покачнулось и заскрипело, и это привлекло наше внимание прежде, чем мы смогли дать явлению сознательную оценку. В-третьих, дерево могло заинтересовать нас своей необычностью. В повседневной жизни в практически любой момент времени на наши органы чувств действует великое множество объектов.

Исторически введение понятий фигуры и фона возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Конечно, соотношение предмета и фона — динамическое. Выделение фигуры из фона сугубо индивидуально и ситуативно. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект.

Выделению предмета из фона способствует наличие значительных различий между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче происходит выделение.

Взаимоотношение целого и части в восприятии

Как и многие другие интеллектуальные операции, эта тоже развивается со временем. И чем четче и более знаком этот образ, тем лучше происходит выделение. Легче выделяются более простые и схематично-нарисованные объекты. Именно по этой причине восприятие мультфильмов, особенно нарисованных, более эффективно, чем восприятие художественных фильмов. В первом случае зритель имеет возможность воспринимать большее количество объектов на экране, быстро переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Любой объект, который мы воспринимаем, предстает сложным целым и обладает рядом свойств. Наши манеры, возможно, станут несколько более сдержанными, будем разговаривать корректно и развернуто. Это произойдет потому, что по отдельным «компонентам» человека мы стали воспринимать его в целом как солидного и дружелюбного интеллигента.

8.2. Физиологические основы восприятия

Предположим, в аудитории сидит студент, а перед ним стоит профессор. Возможности человеческого восприятия не безграничны. Обычно мы воспринимаем довольно схематично, обращая внимание лишь на отдельные, самые существенные части и свойства объекта. В частности эта способность восприятия — схематический анализ — позволяет нам производить и понимать рисунки.

Воспринимая новый объект, мы в первую же секунду восприятия относим его к тому или иному шаблону, имеющемуся в нашей памяти. Делаем это за счет выявления в объекте его ключевых особенностей (например по наличию платья на фигуре человека мы можем сделать вывод, что объект — женщина). Так в нашем восприятии может появиться временный объект «высокая женщина» или «красивая женщина».

А, скажем, руки и ноги, одежда и обувь — части воспринимаемого объекта. Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей и несущественных свойств.

Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. Если человеку показать шахматную доску с расставленными фигурами и уже начатой партией, он — скорее всего — заинтересуется игровой ситуацией.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность. Понятие об иллюзии восприятия. Осмысленность восприятия. Основные классификации восприятия. Этапы развития восприятия у детей. Работы Б. М. Теплова, А. Н. Запорожца. Пространственные свойства предметов: величина, форма предметов, положение в пространстве.

Константность и контрастность предметов. Перенесение свойства целого на его отдельные части. Особенности восприятия формы предмета. Понятие о конвергенции и дивергенции глаз. Механизмы ориентации в пространстве.

Опыты Э. Маха. Основные теории восприятия движения. Теория В. Вундта. Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В предыдущей главе мы рассматривали ощущение. Суть этого процесса также состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия.

Синтетический и аналитический типы восприятия. Объективные и субъективные типы восприятия. Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с объектом. Описательный и объяснительный тины восприятия.

Что еще посмотреть:

  • Ситуационные задачи с ответами по патанатомииСитуационные задачи с ответами по патанатомииБольной 48 лет поступил в клинику с высокой температурой, кашлем с обильной зловонной мокротой. Печень уменьшена, плотная, с мелкобугристой поверхностью. Больной госпитализирован с […]
  • Класс Ресничные инфузорииКласс Ресничные инфузорииКласс Саркодовые. Свободноживу-щие жгутиковые обитают в воде и влажной почве. Среди них есть как фотосинтезирующие, так и нефотосинтезирующие организмы. Лейшманиальная форма паразитирует у […]
  • Оуэн, Роберт — ВикипедияОуэн, Роберт — ВикипедияВ первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. В семь лет учитель […]