Введение в психологию речи и языка

Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую. Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Еще одна функция речи — коммуникативная — включает в себя средства выражения и средства воздействия. Речь реализуется с помощью языка. Речь — процесс общения, язык — средство общения.

Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия. 1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.

3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения. Внешняя речь является ведущей в процессе общения поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной. Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание. Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.

Монологическая речь – речь одного человека. Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами. Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами.

Какому разделу сайта уделить особое внимание?

Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих. Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Речь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими.

И наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Вместе с тем формы связи мысли и слова трудно представимы. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Речь есть не столько общение во время труда, сколько общение для труда. речь является одним из средств, конструирующих эту деятельность. Способность человека к общению с помощью слов-символов имеет свои истоки в коммуникативных способностях высших обезьян.

В этом контексте речь можно рассматривать и как форму познания,- и как средство развития познавательных процессов

Человек осваивает язык в течение жизни. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой функции. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани.

2. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер. Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения.

3. Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. Мышление в общем случае представляет собой целенаправленный процесс, состоящий в решении определенного вида задач или выведении умозаключений.

Ход мыслительного процесса в одних случаях может быть отражен в речи мыслящего субъекта, в других — нет, т. е. он не связан с речью необходимым образом. Назовем теперь основные компоненты, задействованные в речевом процессе. Сравнение механизмов мыслительных и речевых процессов позволяет выявить различие и пересечение их сфер действия.

Пересечение речи и мышления происходит в семантическом компоненте — понимании элементов действительности

Этот семантический компонент необходим для того, чтобы произносимая речь была полноценной, осмысленной, и чтобы она. была понятна слушателю. Такого же типа семантический компонент — понимание, наличие модели действительности (ситуации) — необходим, как показано выше, и в мыслительном процессе. Специфика речевого процесса и его основная функция — создание вербального продукта, адекватного семантическому содержанию, и его экстериоризация.

2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие) что роднит речь с мышлением

Таким процессом может быть не только мышление и восприятие, но и эмоциональное переживание. Однако свойством «многовалентное» обладает также и мышление. Мыслительные процессы возможны в вербальной форме, на материале зрительных, слуховых и других перцептивных сигналов. Она включает мотивацию, планирование, реализацию и контроль. Речь непосредственно связана с языком, который является инструментом ее опосредования.

Это функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. 2. Функция обобщения. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением. 3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на информационную, волеизъявляющую и экспрессивную.

Анализ соотношения речевых и мыслительных процессов представляет речь как некую «многовалентную» сущность, что допускает ее включение в разного вида когнитивные функции. Психодиагностическая функция речи состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.

Что еще посмотреть: