Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Синкретизм на морфологическом и синтаксическом уровнях английского языка как проявление языковой экономии: функциональный аспект»

Термины и способы их введения в научно-популярных текстах. Коммуникативное намерение и коммуникативная установка текста. Понятие информационной насыщенности текста и информативности текста. Практический опыт студента выявляется в навыках теоретически обоснованного анализа текстов и их компонентов.

Предмет, цели и задачи курса. Становление теории текста. Типологическая разновидность речевого акта, лежащего в основе порождения и функционирования текста. Текст как продукт речевой деятельности, как результат взаимодействия плана выражения и плана содержания. Текст как речевое произведение, обладающее качествами целостности и связности. Цельное речевое произведение – высшая коммуникативная единица, высшая форма реализации коммуникативной функции речи. Вербальные и невербальные средства выражения значения в тексте.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Синкретизм на морфологическом и синтаксическом уровнях английского языка как проявление языковой экономии: функциональный аспект»

Значение и смысл. Глубина прочтения текста. Скачки в последовательностях и их роль в передаче новой информации. Причинно-следственные и условно-временные зависимости в компонентах рассуждения. Образ автора как выражение личностного отношения к предмету изображения, отраженное в речевой структуре текста. Понятия «образ автора» и «образ стиля». Термины в учебниках и учебных пособиях.

Рекламные тексты и их речевые особенности. Выдвижение на первый план речевых средств контактоустанавливающей и призывной функции. Характер номинации в художественном тексте. Стилистическая доминанта и проблемы целостного изучения художественного текста. Контекстуальная многоплановость и «многоязычность» художественного текста. Причины данного несоответствия – объективные (связанные с закономерностями построения текста; с асимметричностью языкового знака) и субъективные (связанные со степенью подготовленности читателя).

Научная статьяпо специальности «Языкознание» из научного журнала «Филология и культура», Солнышкина Марина Ивановна, Зиганшина Чулпан Рифовна

Пути повышения информационных качеств текста – интенсивный и экстенсивный. Асимметричный дуализм языкового знака (нетождественность плана выражения и плана содержания) как основа компрессии плана выражения. В диахроническом плане процесс развития и обновления различных выразительных средств бесконечен. На морфологическом и синтаксическом уровнях английского языка наблюдается главным образом качественная структурная экономия языковых средств.

Значение фоновых знаний в восприятии текста. Соответствие структуры текста теме, выражаемой информации, условиям общения, задачам и избранному стилю изложения. Вторжение в текст как единообразно организованное смысловое пространство элементов других текстов, «текстов в тексте» (Ю.М. Лотман).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Павлюковец, Марина Алексеевна, 2009 год

Компоненты высказывания – тема и рема (данное и новое). Тема-рематические последовательности и их разновидности: тема-рематическая последовательность со сквозной темой; тема-рематическая последовательность с гипертемой. Понятие структурной связанности текста. Понятие цельности текста. Основные функции повторной номинации в разных текстах: текстообразующая, информационно-описательная, ситуативная, экспрессивно-оценочная, стилистически-дифференцирующая, редуцирующая.

Описания статические и динамические. Предметный и качественный характер рематических элементов описания. Цель повествования, его построение. Повествования эпические и сценические. Влияние темпов повествования на речевую организацию текста. Определение и объяснение.

Образ автора как продукт сотворчества автора произведения и читателя. Официально-деловые тексты и их разновидности: дипломатические, законодательные, административно-канцелярские. Роль и значение рубрицирования, оформление рубрик. Использование разных систем цифрового и побуквенного обозначения рубрик.

Формы представления чужой речи в научном тексте: цитирование, референция, имплицитное введение. Проявление авторской индивидуальности в научном тексте. Использование эмоционально-экспрессивных элементов речи. Своеобразие изобразительно-выразительных средств языка в научном тексте. Расширение процесса метафоризации слов. Модернизация и трансформация устойчивых выражений, литературных цитат, народных пословиц и поговорок.

Разнотипность обозначений реалий (прямые и метафорические значения). Синтактика языковых форм как внутренняя форма смысловых приращений (В.В. Виноградов). Актуализация поэтического смысла в лирических текстах. Взаимодействие внеязыковых (сюжет, композиция, группировка персонажей, контекст конкретной реальности и др.) и собственно речевых средств в художественном произведении.

Мера прагматической информации в тексте. Линейная структура развертывания текста и глубинная структура сообщения. Семантические факторы компрессии информации и грамматические. Информационный минимум краткой и расширенной информации.

Способы компрессии информации в тексте: семиотические и коммуникативные. Вербализация «немых» языков в тексте (языки жестов и мимики). Речевой стандарт и штамп в текстах массовой коммуникации. Функциональный аспект в изучении текста. Понятие авторской позиции и представление ее в тексте. Текст и его восприятие. Несоответствие объема информации, заложенного в тексте, и объема информации, воспринимаемого читателем.

Что еще посмотреть: