По Платону и Аристотелю, начало философии – удивление

По Платону и Аристотелю, начало философии – удивление. Основные функции философии. 5. Проблема начала философии. Основные концепции генезиса философии. 12. Социально-политические концепции философии Просвещения. Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. На этой компромиссной ноте изучение философии можно было б и закончить, однако Вас ждет еще 53 вопроса (не считая дополнительных для аспирантов).

Вместе с тем, мы позволяли себе небольшие отступления от буквы «первоисточников» там, где авторы путались в словах и «растекались мыслию по древу». А философия окажется смесью мистики и науки – домысливанием всеохватывающих обобщений (всеобщностей), не подтвержденных ограниченным (далеко не всеобъемлющим) опытом. В результате «мифологией» называют политеизм, религией – монотеизм, а философией – собственноручную комбинацию околонаучных разглагольствований.

Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия авторски своеобразна, как искусство, (т.е. у каждого философа она своя), но выражает себя специальными понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия. И т.д.

КомментариЙ: Казалось бы, авторы твердо убеждены: никому доподлинно неизвестно, чем должна заниматься философия. Им ли спорить во имя истины, отстаивая более конкретное, а, значит, и более спорное определение предмета философии? Философия вообще имеет дело не столько с предметами, сколько с универсалиями культуры, систематизируя и обобщая их до общечеловеческого.

Авторы полагают, что история философии продолжается 25 веков. По крайней мере, она – одна из древнейших форм духовной культуры. Осевое время Ясперса (якобы VIII-II века до н.э.) авторы рассматривают как эпоху формирования философии. Для философии-де требовалось достаточно свободного времени, а философия по Аристотелю лучшее времяпровождение.

3. Авторы склонны преуменьшать умственные способности всех людей, не знакомых с философией

Но наши авторы знают не только теорию Ясперса, но и некоторые другие объяснения зарождения философии, особенно традиционно-марксистские, то есть социально-экономические. В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам).

Ищутся мирские законы, для использования их в преобразованиях мира. Философию озадачивают разработкой метода познания. Собственно русская философия сформировалась в середине XIX века. Началось якобы с писем Чаадаева.

Данный «конспект» с комментариями публикуется для нашей самой многочисленной аудитории – студентов и поступающих в аспирантуру. И так не хочется захламлять свою голову гроздьями бессмысленных терминов, надерганных отовсюду. К сожаленью, нам выпало быть современниками барковских и хомичей, а не Гегеля или Аристотеля. Отвечать на экзаменах приходится в том же духе. Потому-то мы и не стали чересчур упрощать написанное А.В. Барковской, Е.В. Хомич и прочими.

Заступ за эти пределы – конечно же, не будет приветствоваться во время экзамена, как и знание подлинной философской классики. 1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Предмет – отношения в системе мир-человек. Тем не менее, именно они и есть настоящие философы («любители мудрости»). А прочие любят кашу в собственной голове и подсовывают собственную неразборчивость в качестве нормы для всех и каждого.

Когда истинные авторы этой триады — позитивисты с подачи О. Конта разделили все возможные мировоззрения на мистические, философские и научные, в этом была своя четкая логика. В то же время утверждается, что «мифологическое фантазирование» – якобы первый тип абстрактного и целостного (почти философского) мышления.

КомментариЙ: Наличие у каждого человека мировоззрения позволяет допустить наличие у каждого своей философии (если только не признать существование «безъядерных» мировоззрений). Как, мол, иначе: о чем же еще мог бы говорить и писать человек-философ, как ни о себе любимом или обо всем остальном (то есть мире)?!

Но именно это и радует наших авторов, старательно избегающих малейших конфликтов. К тому же, из 1000 встречных белорусов, как минимум, 999 охотно согласятся с тем, что философы треплются обо всем и ни о чем конкретно. Следовательно, Барковская и Хомич – настоящие философы согласно всенародно одобряемым стандартам.

4. Философские категории и универсалии культуры. Категории – наиболее общие понятия, фиксирующие всяческие свойства и отношения. Категории должны быть в меру устойчивы и, в то же время, откликаться на изменения в познании. И даже выступает наукой о возможных мирах, чем и готовит нас к «любым переменам». То следует отвечать: «Нет, не являются!» и «Да, но не видел, а умозрил». Осталось, впрочем, не выясненным, являются ли «универсалии культуры» философской категорией, и если да, то результатом рефлексии над какими универсалиями культуры?

Однако от себя заметим, что все это происходило за пару веков до Александра Великого да еще и в пределах-окрестностях его будущей империи. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы. Тот же мутный поток сознания, заваленный пестрым крошевом терминов, имен и названий.

КомментариЙ: Неизъяснимо в своей загадочности Ясперсово «осевое время», породившее философию сразу во многих местах. Философия целостна, как мифология, но рациональна, а не фантазийна. КомментариЙ: Поразительно, как похожа индийская философия на то, что называют философией сегодня (особенно в Беларуси).

Что еще посмотреть: