Воспитатель гладит в кроватках каждого ребенка по головке. Объединяя детей в подгруппы, воспитатель должен учитывать не только их возраст, но и уровень развития. По мере пробуждения воспитатель предлагает детям потихоньку вставать, одеваться и идти в группу. Дети этого возраста стремятся к самостоятельности и могут быть самостоятельными.
Расширять опыт детей ориентироваться в частях собственного тела (дети делают самомассаж, омывают руки до локтя). Дети вытягивают ладошки, воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их по ладошкам. Дети идут по массажным дорожкам и подходят к стульчикам, где лежит их одежда, чтобы надеть сандалики. Постепенно, расхвалив всех детей, воспитатель приглашает всех детей к себе. Просит взять в пару сверстника, который ребенку особенно нравится.
Общение взрослого с ребенком должно быть направлено и на элементарное осознание выполняемых действий
Сон- это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном состоянии. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответствии с возрастом) бодрствования.
Сон и бодрствование — это два сопряженных состояния. Сложившийся динамический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятельности и тем самым экономит нервную энергию ребенка. Так, на 1-м году он меняется 4 раза. На 2-м — 2 раза. На 3-м году режим не меняется в течение года, но для проведения всех режимных процессов дети делятся на две подгруппы.
Родителям необходимо обеспечить ребенку достаточное количество ночного сна и обязательно предупредить воспитателя группы. Если сон малыша был по какой-либо причине нарушен, нужно увеличить дневной сон в детском саду, предупредив об этом педагога. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому. Особенно труден переход с режима с двукратным сном на режим с однократным дневным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех режимных процессов.
Перевод детей на один дневной сон осуществляется после 1 года 6 месяцев. Взрослый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда малыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п.
3.Все режимные процессы должны использоваться взрослыми для воспитания ребенка. Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. С этой целью необходимо обговаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. 4.Организация режима в детском учреждении предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности).
Психическое и личностное развитие детей идет не только в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях
Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки».Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности. При кормлении в первую очередь необходимо посадить за стол детей с повышенной пищевой возбудимостью.
Нервная система ребенка раннего возраста отличается малой выносливостью и быстрой утомляемостью. Вот почему в этом возрасте большое внимание уделяется правильной организации сна. Во время сна ребенок должен полностью восстановить свои силы. А для этого сон должен быть полноценным, глубоким. Воспитатель следит, чтобы дети приняли удобную позу в кроватке, помогает укрыться одеялом, следит, чтобы руки малыша лежали поверх одеяла.
Ребенок может сидеть и за общим столом, когда вся семья в сборе. В этом случае он, разумеется, ощущает значительность ситуации
Вот молодец». Так постепенно все дети засыпают. Во время сна дети должны находиться под постоянным наблюдением взрослых. Это может быть сигналом нездоровья ребенка, нарушения возбудимости нервной системы. Важно не только как засыпают и спят дети, но и то, как они пробуждаются. Дети не всегда и не все просыпаются бодрыми, веселыми. Процесс подъема детей после сна должен быть постепенным.
Во вторую (старшую) подгруппу входят дети в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Все режимные процессы с первой подгруппой проводятся в первую очередь
Развитие и воспитание личности в раннем возрасте происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в различных режимных моментах (умывание, кормление, одевание и раздевание).
К 3-3,5 годам ребенок может сам одеться и раздеться
Несмотря на малый возраст, ребенок на эмоциональном уровне воспринимает слова педагога о значимости чистоты рук, опрятности одежды и т.п. Особенности зависят от числа детей. Подробно методика их проведения в условиях дошкольных учреждений изложена в работах Н.М.Аксариной, Г.М.Ляминой.
Прежде всего, не раздражайтесь и не ругайте ребенка, это может привести к потере аппетита
Некоторые дети могут есть ложкой довольно хорошо даже в 1 год. Но начиная с 1 года — 1 года 3 месяцев большинство детей активно стремятся делать это сами. Предоставьте ребенку такую возможность. Садитесь есть вместе с ребенком, но перед этим скажите: «Сейчас мы с тобой будем обедать, но сначала руки вымоем». Выполняйте умывание в замедленном темпе, пусть ребенок видит ваши действия, называйте их. Демонстрируйте ребенку и прием пищи, пусть ваше поведение будет ему примером.
В условиях детского учреждения занятия проводятся с подгруппой детей, численный состав которой зависит от возраста
Возьмите его ручку в свою и выполняйте нужное движение, пусть малышпочувствует его «рисунок». Если вы всегда будете убирать еду, как только ребенок потеряет интерес к ней, он не будет играть раньше, чем насытится». В чем же дело, почему малыш плохо ест? Если ребенок здоров, то потеря его аппетита — результат ваших ошибок. Привлекайте ребенка к участию в приготовлениях к еде: предложите ему поставить стул к столу, принести и постелить салфетку, принести тарелку, ложку и т.п.
Все это привлекает внимание детей и повышает их аппетит. Взрослые должны взять за правило: сначала ребенок пробует совершать действие сам и только в случае его неудачной попытки оказывать помощь малышу. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей организма ребенка.