С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.
2. Описание.Это способ создания у занимающихся представления о действии. 4. Беседа.Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися. Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений.
Соревновательный метод
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Методы обучения двигательным действиям. Метод целостно-конструктивного упражнения. Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу. Расчлененно-конструктивный метод.Применяется на начальных этапах обучения. 1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения. Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению. Метод сопряженного воздействия.Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности.
Методы обеспечения наглядности
Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным). Метод стандартно-непрерывного упражненияпредставляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной).
В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют
Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости. Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно-интервального упражнения.Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке. Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств. Более подробно методы воспитания физических качеств рассматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.
Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. 2) методы наглядного воздействия. Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.