Соревновательный метод

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств. В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

2. Описание.Это способ создания у занимающихся представле­ния о действии. 4. Беседа.Вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­мацией между преподавателем и учащимися. Основным методическим направлением в процессе физичес­кого воспитания является строгая регламентация упражнений.

Соревновательный метод

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Методы обучения двигательным действиям. Метод целостно-конструктивного упражнения. Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу. Расчлененно-конструктивный метод.Применяется на начальных этапах обучения. 1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения. Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

Затем осваивают са­мые трудные выделенные элементы и в заключение возвращают­ся к целостному выполнению. Метод сопряженного воздействия.Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности.

Методы обеспечения наглядности

Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не иска­жалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на­грузками. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры­вистым (интервальным). Метод стандартно-непрерывного упражненияпредставляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной).

В практике физического воспитания целостный и расчленен­но-конструктивный методы часто комбинируют

Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости. Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-интервального упражнения.Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщен­ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж­нения при круговой тренировке. Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств. Более подробно методы воспитания физических качеств рас­сматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприя­тию занимающимися выполняемых заданий

Соревновательный метод — это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа приме­няются описание, объяснение учебного материала и лекция. Описание предусматривает четкое, выразитель­ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­рактере протекания явлений, событий. При объяснении широко ис­пользуется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. 2) методы наглядного воздействия. Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ­ме.

Что еще посмотреть: