Вопросы и задания

Для возрастной физиологии важнейшая задача — изучение динамики и закономерностей изменений физиологических функций в процессе индивидуального развития. Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.

Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Физиология и психофизиология ребенка — необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога.

Основные закономерности возрастного развития головного мозга и его интегративной деятельности — ключевой аспект содержания данного раздела. Этот раздел завершает глава, в которой рассматривается влияние социальных факторов на развитие ребенка.

Вопросы и задания

Более поздние этапы, от достижения зрелости до старости, изучают нормальная физиология и геронтология. В этой плоскости физиология развития теснейшим образом переплетается с наукой антропологией, в задачи которой входит всестороннее изучение человека. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.

Педагог должен одинаково хорошо ориентироваться в проблемах возрастной психологии и физиологии развития: только в этом случае его деятельность принесет реальную пользу его ученикам. Знание основных закономерностей возрастного развития позволяет подойти к решению двух практических задач педагогики и педиатрии.

Глава 4. РОСТ И РАЗВИТИЕ

Поэтому установление параметров возрастной нормы — одна из важнейших прикладных задач физиологии развития, решаемых уже многие десятилетия. Так полагает, в частности, британская школа антропологов, среди которых немало выдающихся ученых, чьи труды лежат в основе физиологии развития, — Танкер, Харрисон и другие. К проблеме возрастной периодизации непосредственно примыкает задача выявления сенситивных и критических периодов развития.

Поэтому выявление такого рода сенситивных, т. е. наиболее чувствительных к внешнему воздействию, периодов — весьма важная задача физиологии развития. В последние годы появились новые импульсы для развития конституционального направления антропологических, физиологических, биохимических и психологических исследований возрастного развития.

Методы исследований в возрастной физиологии

Возрастная физиология относится к естественно-научным дисциплинам, поэтому применяемые ею методы в большинстве случаев позволяют получать количественные оценки. Современная физиология использует широкий арсенал физических приборов, позволяющих изучать происходящие в организме процессы, недоступные непосредственному наблюдению.

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ

Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, — считал известный российский психолог и педагог В.В. Давыдов. Физиологическая система — совокупность органов и тканей, связанных общей функцией.

В этом же разделе дается самое общее представление об устройстве организма человека и его функциях. Раздел IV — «Этапы развития ребенка» — содержит морфофизиологическое описание основных этапов развития ребенка от рождения до подростково-юношеского возраста. Развитие многоклеточного организма (а организм человека состоит из нескольких миллиардов клеток) начинается в момент оплодотворения.

Более ранние этапы, относящиеся к внутриутробному развитию, исследует наука эмбриология. В то же время в динамике роста, развития и созревания человека имеется немало специфических, особенных черт, присущих только виду Homo sapience (Человек разумный). Человек научился не только приспосабливаться к среде, но и изменять окружающий его мир в необходимом направлении. Однако это не избавило его от воздействия факторов окружающей среды, причем на разных этапах возрастного развития набор, сила действия и результат воздействия этих факторов могут быть различны.

Главной теоретической задачей физиологии развития является выяснение основных закономерностей возрастного развития. И наконец, физиология развития представляет собой естественно-научную основу педагогики.

Что еще посмотреть:

  • Что вы должны знать об остеопорозеЧто вы должны знать об остеопорозеКаждая женщина может что-то сделать, чтобы снизить риск переломов, связанных с остеопорозом. Проконсультируйтесь с врачом. Физические нагрузки так же необходимы для людей с остеопорозом, […]
  • Схемы измерительных приборовСхемы измерительных приборовИнформация о аффинаже драгоценных металлов (аффинаж: золота, серебра, платины, палладия) включает в себя источники и величины содержания драгоценных металлов в радиокомпонентах. Мы […]
  • Упражнения для гипертониковУпражнения для гипертониковЭффективный комплекс упражнений для хорошего самочувствия, это просто! Выполняя физические упражнения, необходимо ориентироваться на собственное самочувствие во время и после занятия. […]