Вера православная — Душа

Вдуновением же Духа Бог сообщил душе человека одуховленность, отличающую ее от душ животных и растений. Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. И сказал Бог: да произведет земля душу живую… Душа, душа — тоже одного порядка есть, хотя стоит, находится в разных классах существ — в животных и в людях, но тоже есть одной природы. 3. Животные, кои имеют душу и дыхание.

Душа — невидимая тонкая сила; существо духовное и бессмертное. Душа — есть дух умный, всегда движущийся, к доброй или злой воле удобный». Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа.Архим.

Человек может достигнуть обожения во Христе Иисусе и стать богом по благодати. Язычники полагали, что человеческая душа составляет частицу Божества.

Ибо одно только Божество в собственном смысле невещественно и бестелесно. Здесь под словом «надлежало» я разумею волю Зиждителя: ибо она для Бога есть устав и закон самый приличный… В основание изложения нашего о душе человека мы полагаем то определение, которое делает ей вышеприведенный Учитель Церкви.

Бог вполне бестелесен, то есть Существо Божие совершенно другое, нежели существа тварей, как бы эти твари ни были тонки, и различается от существа тварей неизмеримым различием. Поставлять в один разряд духовных существ Бога и сотворенных духов есть дерзостнейшее богохульство.

9. Независимость души от тела, её главенство

Постоянно называет их духами Макарий Великий во всех своих сочинениях; но в этих его сочинениях мы имеем его суждение о сотворенных духах, еще более определительное, нежели суждение Дамаскина. Так создал Бог духовную сущность, т. е. ангелов и все небесные чины, ибо ангелы, без всякого сомнения, имеют духовную и бестелесную природу. Впрочем, я говорю о бесплотной природе ангелов, по сравнению с грубою вещественностью материи, ибо по существу только Божество нематериально и бестелесно».

Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Он создал его по природе безгрешным и по воле свободным. Душа наша создана Богом при творении человека. Бог не одну плоть Адаму создал из земли, но с ней вместе и душу, и дух человеческий». Симеон Новый Богослов иначе объясняет значение слов «… и вдунул в лице его дыхание жизни».

И эта особенность ее заключается в ее духовности и разумности. А у человека душа человеческая, высшая, как и сам человек. В мире или его составе надо различать, кроме стихий, еще систему сил, расположенных лестницею, от низших к высшим идущею. Что же дивного, что в нас есть нечто схожее с животными? Есть схожее и с растениями; ибо питание и ращение тела есть растительное дело, но что из этого вывести?

4. Вид души и её местонахождение в телеА) Вид души

Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров, страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив.

О чем ни стать рассуждать, всегда придешь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге. Там только он находит покой, там его рай и обетованная земля». Очень жалею, что вы смутились, и тем паче, что никакого нет основания к смущению. Если бы я говорил, что у вас внутри душа, да и только, и потом прибавил, что она одинакового происхождения с душой животных, то следовало бы смутиться.

Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек — ангел в образе человека. Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отрождаются от родителей, или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть. И не понимаю, чем тут смущаться?!

Святые отцы различают дух, душу и тело — Антоний Великий, Исаак Сирианин, Ефрем Сирианин и другие. 4. Растения имеют дыхание и жизнь. Извольте сводить. Что нас отличает — это есть ум, что я называю дух. Пересмотрите все пункты святого Антония, где он говорит об уме, я отношу к духу… Что говорил вам ученый писатель, будто воспользуются этим словом материалисты и дарвинисты, то это им не удастся. Отчего производят человека от животных (обезьяны)?

Вывожу, что по святому Антонию душа наша одного ранга с душой животных. Выше животно-душевной силы — сила человеческого естества, которое содержит все силы, низшие его, в своей власти и ими действует. Душа человека – это сотворённый Богом дух, подобный по природе ангелам, ограниченный пространством и временем и отнюдь не являющийся частью Божества. В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества — совесть и ничем неудовлетворенность.

Что еще посмотреть: