В свою очередь, большая часть первобытной эпохи совпадает с процессом формирования человека, общества и культуры. В истории человечества есть два периода — первобытный и период существования сложно организованных классовых обществ.
В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с примитивным бытом, поэтому они и называются первичными — первобытными.
Отношения между семьями и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе были помощь и взаимная поддержка. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Сейчас трудно поверить в это, но чуть более ста лет назад люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека.
В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Сейчас их обнаружено множество. Самые древние найдены в Африке,поэтому считают,чтоименно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. Их группы были небольшими и состояли из нескольких самцов, самок с детёнышами и подростков.
Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в местах, где обитали большие стада животных. Питекантропы иногда жили и в пещерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода.
Добычу делили между всеми. Первобытные люди начали пользоваться огнём, который согревал их, защищал от зверей и помогал охотиться. Он уже мало отличался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок.
О довольно высоком уровне развития неандертальцев и их культуры можно судить по тому, что орудия в разных областях Земли, населённых ими, уже не были такими одинаковыми, как прежде. Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся всё прочнее.
Люди не только осознали необходимость заботиться о слабых и больных, они получили возможность это делать. Проблемными являются вопросы, кого из древнейших гоминид следует относить к наиболее ранним формам человека разумного и когда они появились. Также ещё не совсем ясно, как происходила смена неандертальца человеком современного типа. Известно, что он появился как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии и Африке.
Занимались они и ловлей рыбы, которой много водилось в реках и озёрах. Люди жили теперь не только в пещерах или гротах, но и на стоянках, в прочных жилищах. Новые археологические находки не опровергают этого предположения, но позволяют допустить, что переход от праобщины к общине мог произойти и раньше.
Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества
Новые данные еще требуют осмысления, и здесь мы будем придерживаться прежней синхронизации эпохи праобщины. Поэтому часто различают раннюю праобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.
2.2.Роль охоты в развитии праобщины. Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древнейших людей — собирательство или охота — была основой их жизни. Однако несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов.
2.3. Развитие первобытного коллективизма
Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством.
Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собирательством и охотой, пользуясь каменными орудиями
С этого момента началась борьба между теми, кто считал возможным происхождение человека от обезьяны, и их противниками. Конечно, речь шла не об известных нам гориллах, шимпанзе или орангутангах, а о каких-то вымерших видах, предках, общих для человека и обезьян. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передвигаться в выпрямленном положении и держать в руках палку или камень.
Человек умелый»передвигался на ногах, а кисти его рук были приспособлены для того,чтобы не только держать палку или камень,ноиизготавливать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они подавали друг другу сигналы криками, жестами, гримасами.
Люди в первобытных общинах были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обязанностями, среди них не было богатых и бедных. Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. 2.1.Праобщина (первобытное человеческое стадо).