В свою очередь, большая часть первобытной эпохи совпадает с процессом формирования человека, общества и культуры

В свою очередь, большая часть первобытной эпохи совпадает с процессом формирования человека, общества и культуры. В истории человечества есть два периода — первобытный и период существования сложно организованных классовых обществ.

В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с прими­тивным бытом, поэтому они и называются пер­вичными — первобытными.

Отношения между семьями и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе были помощь и взаимная поддержка. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Сейчас трудно поверить в это, но чуть более ста лет назад люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека.

В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Сейчас их обнару­жено множество. Самые древние найдены в Африке,поэтому считают,чтоименно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. Их группы были небольшими и состояли из несколь­ких самцов, самок с детёнышами и подростков.

Развитие трудовых навыков, способность мыс­лить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных кли­матических условиях. Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в мес­тах, где обитали большие стада животных. Питекан­тропы иногда жили и в пе­щерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода.

До­бычу делили между всеми. Первобытные люди начали пользоваться огнём, кото­рый согревал их, защи­щал от зверей и помогал охотиться. Он уже мало от­личался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подборо­док.

О довольно высоком уровне развития неандер­тальцев и их культуры можно судить по тому, что орудия в разных областях Земли, населённых ими, уже не были такими одинаковыми, как прежде. Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся всё прочнее.

Люди не только осо­знали необходимость за­ботиться о слабых и боль­ных, они получили воз­можность это делать. Проблемными являются вопросы, кого из древнейших гоминид следует относить к наиболее ранним формам человека разумного и когда они появились. Также ещё не совсем ясно, как происходила смена неандертальца человеком современного типа. Известно, что он появился как бы вне­запно в Европе, Юго-Восточной Азии и Африке.

Занимались они и ловлей рыбы, которой много во­дилось в реках и озёрах. Люди жили теперь не только в пещерах или гро­тах, но и на стоянках, в прочных жилищах. Новые археологические находки не опровергают этого предположе­ния, но позволяют допустить, что переход от праобщины к общине мог произойти и раньше.

Ниже приводится общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества

Новые данные еще требуют осмысления, и здесь мы будем при­держиваться прежней синхронизации эпохи праобщины. Поэтому часто различают раннюю праобщину древ­нейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Возможно, такие праобщины иног­да объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

2.2.Роль охоты в развитии праобщины. Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древ­нейших людей — собирательство или охота — была основой их жиз­ни. Однако несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов.

2.3. Развитие первобытного коллективизма

Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством.

Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собиратель­ством и охотой, пользуясь каменными орудиями

С этого момента началась борьба между теми, кто считал возможным происхождение человека от обезьяны, и их противниками. Конечно, речь шла не об из­вестных нам гориллах, шимпанзе или орангутангах, а о каких-то вымерших видах, предках, общих для человека и обезьян. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передви­гаться в выпрямленном по­ложении и держать в ру­ках палку или камень.

Человек умелый»пе­редвигался на ногах, а кис­ти его рук были приспособ­лены для того,чтобы не только держать палку или камень,ноиизготавли­вать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они по­давали друг другу сигналы криками, жестами, гри­масами.

Люди в первобытных общинах были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обя­занностями, среди них не было богатых и бедных. Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. 2.1.Праобщина (первобытное человеческое стадо).

Что еще посмотреть: