В научном тексте автор персонифицирован

В научном тексте автор персонифицирован. Несколько по-иному представляется вопрос о формах выражения авторства в научном тексте, хотя во многом можно найти сходство и с деловыми документами.

Эти формы могут быть личностными (когда субъект речи обозначен непосредственно, персонифицирован), безличностными, личностно-безличностными. Такая явная направленность на активную деятельность читателя сама по себе делает второстепенным вопрос о конкретном авторстве текста.

Интересно отметить разницу в употреблении стандартных речевых формул типа «следует отметить», «необходимо принять во внимание» и подобных в научном тексте и деловом. Автор словно включает в него и читателя, рассчитывая на единомыслие. Выбор форм зависит от общих характеристик текста, назначения и функции.

Повествование в художественном тексте часто бывает стилизованным — под речь сказителя, рассказчика

Тексты официально-деловые, инструктивные обычно ориентируются на безличностное представление авторства. В частности, указание на авторство в научном тексте может приобрести особый характер, когда автор пишет о себе, как о третьем лице. Это тоже особый прием отстранения от своего текста. Однако авторское «я» может быть активно и представлено прямо, особенно это свойственно полемическим рассуждениям, где автор резко выражает свою причастность к сообщаемому.

Личное «я» доминирует и в философских рассуждениях Н. А. Бердяева, например, в книге «Самопознание»

Учет именно такой модальной организации текста дает возможность выявить в тексте категорию «фактор субъекта речи». Я начинал ее в тюрьме, носившей название политического изолятора. Такое «мы» в какой-то мере обобщенно. Вопрос о соотношении между способом выражения этой способности и выражениям фиксированного значения будет нас интересовать в будущем.

При несобственно-авторской речи автор перевоплощается в рассказчика. В этом произведении находим довольно сложное переплетение собственно речи автора, речи рассказчика и речи персонажа Андрея Соколова, который ведет рассказ о своей судьбе.

Непосредственное авторское «я» часто встречается в философских сочинениях

Итак, рассказчик взглянул «сбоку», а автор помог нам, читателям, увидеть эти глаза в упор. Так состоялась двойная встреча: автора с читателем и рассказчика с Андреем Соколовым. И далее сам автор включается в разговор как действующее лицо: «Всего, что знал еще Евгений, Пересказать мне недосуг».

И каждый день я ожидал, что рукопись будет отобрана и уничтожена, как была уничтожена моя предыдущая работа, отнявшая десять лет жизни и приведшая меня в политический изолятор

В своих произведениях И.С. Тургенев часто использует в качестве субъекта повествования образ рассказчика, но такого, который «равен автору». Эта неназванность авторского «Я» создает впечатление полной отстраненности автора от текста описания природы, и автор лишь ощущается как наблюдатель со стороны.

В данной статье автор не ставит задачи решить все проблемы жанра (это невозможно), скорее всего, намерен рассмотреть лишь некоторые вопросы

Солнце село, но в лесу еще светло (Ермолай и Мельничиха). Это может быть и собственно автор, тождественный писателю, как, например, А. Пушкин в «Путешествии в Арзрум», И. Гончаров в «Фрегате Паллада» или Б. Пастернак в «Охранной грамоте». В отделении третьего класса мы одни, и посему нам скучно.

Особого разговора заслуживает вопрос о форме представления авторства в современных произведениях, рассчитанных на создание эффекта полной реальности, «действительно случившегося». Например, в филологическом романе В.И. Новикова «Роман с языком» сам филолог становится героем, а его профессия – основой сюжета.

Наряду с такой внешней формой прямой речи, в художественном тексте часто обращение автора к внутренней речи персонажей: это либо «разговор» с самим собой, либо с воображаемым собеседником

Степень условности авторских воплощений и перевоплощений усиливается в текстах психологически насыщенных, снабженных размышлениями героев. И безусловно эти качества текста связаны с индивидуальностью авторского письма. Прямая речь персонажей в художественном произведении изображает непосредственное общение людей, она диалогична, это обмен репликами.

Но я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единичной тиранией

Нам представляется важным отметить…; Подводя итоги, следует указать…; Необходимо вернуться к вопросу о…; и т.п. Это четко однозначное «я»: Ни к каким другим явлениям в истории культуры мы применять слово миф не будем. Такой переход к представлению речи от «мы» затем довольно часто перебивается рассуждениями от «я»: Мне кажется, что понятие мифов национально-религиозных воспринимается без труда.

Мы не знаем известного турецкого генерала и не можем найти ни отца авиации, ни американского грызуна, – а в окно смотреть тоже не особенно забавно

Довольно своеобразно построено изложение научного материала в работе А.В. Смирнова «Логика смысла. Дело в том, что я стремлюсь зафиксировать не содержание значения, но лишь способность выстраивать это значение, причем утверждаю, что эта способность может быть выражена логически. Что эти процедуры, хотя и определяют, видимо, конкретный язык, имеют тем не менее вне-конкретно-языковую природу, было с достаточной очевидностью продемонстрировано.

Интересно замечание А.Ф. Кони на этот счет: «Наше время упрекают и не без основания – в измельчании личности и в господстве чрезмерной специализации. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…

Весь рассказ Шолохова представляет собой «рассказ в рассказе». Это рассказ рассказчика и рассказ Соколова. Легко, непринужденно сменяется субъект повествования в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина.

У него нет стилизации «чужой индивидуальной и социальной манеры рассказывания». Такая ориентация создает впечатление единства автора и рассказчика, так как последний одновременно и носитель авторского замысла, его сознания, и носитель общекультурного сознания. Затем автор-рассказчик вводится в повествование как реальное лицо (начинаются «блуждания» заблудившегося охотника): «Меня тотчас охватила неприятная неподвижная сырость, точно я вошел в погреб»…

Именно эта особенность официально-делового текста, как и в большинстве случаев научного, создает особую текстовую тональность модальности. Субъектом речи в художественном тексте может выступать сам автор, рассказчик, которому автор передает свои полномочия, наконец, различные персонажи.

Что еще посмотреть: