В естественных условиях человек погружен в среду, которая и осуществляет образовательные функции

В естественных условиях человек погружен в среду, которая и осуществляет образовательные функции. Таким образом, на понятие образовательного пространства влияют не только объективные, но и субъективные причины.

В данной работе рассматривается представление об образовательном пространстве, выясняется его место в педагогике и философии образования. В последнее время в педагогической литературе, статьях по социологии, политологии, культурологии все чаще встречается выражение «образовательное пространство».

Единое образовательное пространство даже в географическом представлении по всей территории России — вещь довольно условная. Ситуация с «узакониванием» данного понятия в педагогической литературе и педагогической науке постепенно меняется. Появляются статьи, в которых рассматриваются различные характеристики образовательного пространства.

В его статье (2) рассматривается введение классификационных характеристик для оценивания качества национально-государственных образовательных систем. Образовательное пространство рассматривается с точки зрения системного подхода. Однако, генезис появления системных свойств у образовательного пространства, его эволюция остаются за чертой интересов авторов статьи.

Здесь, таким образом, мы видим прагматические характер и роль образовательного пространства для общества

Отметим лишь неполную аналогию в подходах к соответствующим понятиям, а также сложности при рассмотрении и определении терминов. Вот, например, что пишут по отношению к информационному пространству Юсупов Р.М., Заболотский В.П., Иванов В.П. (4): «Что же такое информационное пространство?

Одной из задач настоящей статьи является попытка раскрыть содержание, особенности, значение, роль понятия, влияние различных факторов на формирование образовательного пространства. Быстрое вхождение словосочетания «образовательное пространство»в лексикон не случайно.

Только в этом случае они могут представлять собой систему. Существует еще одна очень веская причина для рассмотрения такого понятия, как «образовательное пространство». Когда педагогика да и другие науки начинают использовать предельно широкие понятия, совершено ясно, что по отношению к этим понятиям должны быть действенны и предельно общие закономерности. Более подробные пояснения уже приводят к раскрытию сути и роли обсуждаемого понятия.

Понятие «образовательное пространство» принадлежит к числу наиболее общих и предельно абстрактных концептов философии образования

Рассмотрение роли школы и среды в педагогической литературе осуществлялось на основе противопоставления. Поэтому уместнее школу и среду рассматривать не на основе противопоставления, а на основе взаимного дополнения. Что же подразумевают, когда говорят о среде, в том числе социальной?

В данных разделах подвергается рассмотрению процесс взаимодействия школы и среды. Одними из первых работ в этом направлении в нашей стране были работы С.Т. Шацкого. Таким образом, один из подходов к выяснению сути образовательного пространства основан на принципе открытости образовательного процесса. Вернемся к основным положениям синергетики и их роли в понимании образовательного процесса. Поэтому естественная среда подвергается целенаправленным изменениям, подвергаются изменениям взаимоотношения людей для интенсификации образовательного процесса.

Дальнейшая эволюция образовательных сред, их объединение и социализация приводят к формированию образовательного пространства. Формирование образовательного пространства идет по мере приобретения образованием институализированного характера. Образовательные услуги возможны только при наличии самых разнообразных ⌠источников■ таких услуг и ⌠стоков■ — потребителей.

В итоге поведение личности в образовательном процессе стало более предсказуемым, а деятельность института образования самовозобновляющейся. Можно отметить еще одно важное отличие связей в образовательных средах от связей в образовательном пространстве — их обезличенность.

Пояснение понятия «образовательное пространство», приведенное выше, может создать впечатление о том, что данное понятие является полным синонимом понятия «социального института образования». Переход от естественной среды к образовательной среде, а от нее к образовательному пространству можно сравнить с переходом индустрии от ремесленного к фабричному производству.

Образовательные среды и образовательное пространство выступают средством достижения целей в рамках инварианта, суть которого — трансляция социального и индивидуального опыта, освоение культуры. Таким образом, существует некий инвариант, а технологизация процесса осуществляется в рамках его сохранения и неизменности. Это этап «индустриализации» образования, проникновения в нее идей машины, автомата, алгоритма.

Формирование образовательного пространства преследует цели как экстенсивной, так и интенсивной передачи социального опыта, экстенсивной и интенсивной социализации. Для первого понятия более характерна локальность, для второго — глобальность восприятия и воздействия; первое — более реально, второе, наоборот, — более виртуально. Как правило, это ассоциация с обычным физическим пространством. Указание на образовательный компонент не случайно, оно несет большую смысловую нагрузку, мы это уже подчеркивали и попытаемся еще раз показать.

К определению образовательного пространства можно подойти и с более формальной (информационной) точки зрения. Понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи — идею пространства и идею образования.

Что еще посмотреть: