Учение Канта о чувственности и рассудке

Принципы теоретической философии изложены И. Кантом в «Критике чистого разума». Что касается априорных синтетических суждений, то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Ф-я Канта в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую (учение о познании) и практическую (учении о человеческом поведении), т.е. моральную.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием.

Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени.

Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает продуктивная сила воображения.

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. В качестве соединительного звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» Кант создаёт «Критику способности суждения», в центре внимания которой — понятие целесообразности.

Учение Канта о чувственности и рассудке

О юдофобстве Канта пишет К. Фишер в своем известном труде «История новой философии. Иммануил Кант и его учение» (кн. 4, гл. 6). Цитируется как сам Кант в письме Рейнгольду, так и мнение о нём его корреспондента И. Г. Гамана. Кант кладет конец метафизическому доказательству идей в философии, вместе с тем кончается и господство «математического» метода доказательств в философии.

Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т.е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Моральные нормы доопытны, заложены в человеке. В 1787 Кант опубликовал второе, частично переработанное издание «Критики чистого разума». Система критической философии Канта состоит из двух основных частей: теоретической и практической. Кант различал внешнее и внутреннее чувство. Диалектика» служит Иммануилу Канту не только для критики традиционной метафизики, но и для изучения высшей познавательной способности человека – разума.

Практическая философия Канта

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на десять лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

Учение Канта о разуме

К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей.

В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора. I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм — пространства и времени — с априорными категориями рассудка. Основой всякого синтеза является, согласно Канту, трансцендентальное единство апперцепции («апперцепция» — термин Лейбница).

В «Критике» много места уделяется тому, как представления подводятся под понятия рассудка (категории). Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос не имеет смысла».

Система Кантовской критической философии

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других. Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума». В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума.

Эстетическая концепция

Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Юридические законы Кант выводил из нравственных. Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная — в телеологической.

Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное).

Субъектом суждения в логике называется подлежащее суждения, то есть то, что обозначает предмет, о котором что-либо говорится или мыслится. Например, x (субъект) есть зелёный (предикат, выражающий свойство); x (субъект) находится между y и z (предикат, выражающий отношение). Заслуга Ката состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать.

Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). В «Трансцендентальной эстетике» Кант разобрал устройство человеческой чувственности. В это же время Кант определился в том, чтобы расширить систему еще двумя «Критиками». Синтетическими Кант называл суждения, предикат которых не мыслится в субъекте, а извне прибавляется к нему (например, «тела имеют тяжесть»).

Что еще посмотреть:

  • Крауроз — обсуждениеКрауроз — обсуждениеПри лечении крауроза вульвы применяют мази и кремы, содержащие андрогены. Ведущим симптомом крауроза является нестерпимый приступообразный зуд вульвы, обостряющийся в ночное время, после […]
  • Сущность и природа паблик рилейшнзСущность и природа паблик рилейшнзОбратная связь бывает внутренняя и внешняя. Обратная связь в системе паблик рилейшнз. Скачать работу можно на сайте для ознакомления по теме: Ответы на тест по связям с общественностью! […]
  • Геологическое летосчисление — ЮнциклопедияГеологическое летосчисление — ЮнциклопедияГеологическая история Земли начинается со времени образования земной коры — твердой каменной оболочки планеты. Палеоархей — геологическая эра, часть архея. Охватывает время от 3,6 до 3,2 […]