Тема 4. Рыночная конкуренция и ее виды

В первой главе курсовой работы раскрывается понятие рынка и структура рынка, рассматриваются показатели и факторы рыночной структуры. Во второй главе рассматриваются типы рыночных структур. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели.

Рыночная экономика – сложная и динамичная система, с множеством связей между продавцами, покупателями и другими участниками деловых отношений. То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции.

Тема 4. Рыночная конкуренция и ее виды

Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т.д. Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики. К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы – один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий.

Абсолютная или чистая монополия – полная противоположность совершенной конкуренции. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. При монополии отрасль, по сути, представлена всего одной фирмой. Барьеры входа на рынок (как искусственные, так и естественные) практически непреодолимы. Совершенная конкуренция – это тип рынка, характеризующийся наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию.

Принимая решение о цене, она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Данная ситуация возникает в результате того, что фирма-монополист выступает единственным производителем продукции на рынке и представителем всей отрасли. Структура рынка с несколькими покупателями называется олигопсонией.

Спрос на продукцию фирм на рынке монополистической конкуренции имеет высокую степень эластичности. Особенность олигопольного рынка – взаимозависимость решений фирм относительно цен на продукцию и объема ее производства. Для олигопольного рынка характерна ломаная кривая спроса. Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

Совершенная (чистая, свободная) конкуренция

Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д. В самом общем виде рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Объектами рынка являются товары и деньги.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции. Источник, предпосылки, признак, структуру и элементы рынка можно представить следующим образом (рис.1.1). Поскольку рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями, поскольку в основу изучения рынка должен положен системный подход.

Монополистическая конкуренция

От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами.

Поэтому рынки по определению не могут быть однородными. Они различаются по целому ряду параметров: количество и размер фирм действующих на рынке, степень их влияния на цену, вид предлагаемых товаров и многое другое. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама). В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы.

Данная рыночная структура называется монотонней. Если единственному продавцу противостоит единственный покупатель, то данная рыночная структура называется двусторонней монополией. Монополист диктует цену и обладает рыночной властью – устанавливает и контролирует цены, объемы поставок продукции на рынок, неценовая конкуренция отсутствует. Для данной модели рынка характерна как ценовая, так и неценовая конкуренция.

Что еще посмотреть:

  • Бактерии — ВикипедияБактерии — ВикипедияБактерии и актиномицеты. Впоследствии, чтобы подчеркнуть различия между ними, они были переименованы в архей и бактерий соответственно. Бактерии-азотфиксаторы обитают также в клубеньках […]
  • Прививка от гепатита ВПрививка от гепатита ВЧто же касается вакцинации от гепатита В новорожденных детей, то им прививка показана только в том случае, если их родители находятся в группе риска или уже были инфицированы. Все вакцины […]
  • Лечение гемофилииЛечение гемофилииИногда желудочно-кишечное кровотечение у больного гемофилией может возникать без видимой причины. Неэффективен при гемофилии и болезни Верльгофа. Любые травмы у больных гемофилией должны […]