Субъекты правотворчества

Звягина Е. А. Правотворчество в области местного самоуправления в Российской Федерации: правовые пробелы теории и практики (на примере Пензенской области) // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. Еще одним субъектом правотворчества в современной России являются муниципальные власти.

Аннотация. В современных условиях вопросам муниципального правотворчества уделяется особое внимание. Применительно к понятию «правотворчества», в большинстве случаев, речь шла о правотворчестве государства или уполномоченных государственных органов. Это упрощает понимание и позволяет четко уловить различия в их толковании.

Муниципальное правотворчество становится обязательным с момента, когда необходимость (потребность) в предоставлении муниципальных гарантий появляется. И как бы пафосно это ни звучало, правотворчество – это творческий процесс. Сложно говорить о шедеврах в сфере правотворчества, однако не всем, без исключения, нравится даже гениальное музыкальное произведение, и не каждый готов жить в архитектурных новинках.

Правотворчество должностных лиц

Однако правотворчество местных органов власти оставалось по своей сути государственным, во всем подконтрольным вышестоящим органам государственной власти. Государственная вертикаль власти по сути была сохранена, правотворчество органов местного самоуправления осуществлялось под неусыпным контролем «большого брата» в лице регионов. Принцип самостоятельности местного самоуправления, включая право на издание муниципальных актов, нашел свое отражение в федеральном законодательстве.

У некоторых авторов понятия «способов», «форм» и «видов» правотворчества либо смешиваются, либо используются как тождественные. Необходимо отметить, что характер и объем муниципального правотворчества напрямую зависит от правотворчества государственного.

Принципы организации и проведения народного волеизъявления:

Представляется правильным считать муниципальным правотворчеством совокупность этих точек зрения. Именно в органы местного самоуправления обращаются жители муниципального образования со своими проблемами и нуждами. Именно органы местного самоуправления первыми узнают о реальных потребностях граждан и должны своевременно отреагировать на них, в том числе путем правового регулирования.

На этом примеры договорного правотворчества на муниципальном уровне не исчерпываются. Все это позволяет говорить о том, что договорное правотворчество является одним из способов создания правовых норм органами местного самоуправления. При этом следует учитывать, что согласно ст. 43 ФЗ №131 указанные соглашения (договоры) не входят в систему муниципальных правовых актов, а, следовательно, не являются таковыми.

Аннотация научной статьипо государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Звягина Е. А.

4. Решение указанных вопросов возможно путем принятия (издания) муниципальных правовых актов и путем заключения соответствующих соглашений (договоров). 5. Процесс создания муниципальных правовых актов и заключения соглашений (договоров) должен осуществляться в строгом соответствии с установленным порядком. Схематично систему муниципального правотворчества можно представить следующим образом.

Исторический опыт межмуниципального сотрудничества в России и возможности его использования на современном этапе развития системы местного самоуправления // Право и политика. Главным субъектом правотворчества в Российской Федерации является народ. Кроме того, в данную категорию также входят органы государственной власти, муниципалитеты и должностные лица разного уровня.

Правотворческая функция народа России осуществляется посредством референдумов и плебисцитов. Процедура организации и проведения референдума определена федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов федерации о референдуме. В случае необходимости могут быть организованы и местные референдумы. Но в большинстве случаев для решения муниципальных вопросов достаточно мнения народа, высказанного на официально созванном сходе или собрании жителей.

А на муниципальном уровне Уставы городов и районов утверждаются только после всенародных слушаний и обсуждения поправок, предложенных к документу. В системе современного российского законодательства задействованы все органы государственной власти и управления.

Специфика конституционного и муниципального права определяет характер правотворчества в области местного самоуправления, которая заключается в том, что Россия является федеративным государством. По сути, в данном определении муниципальное правотворчество описывается через его систему.

Что еще посмотреть: