Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта. Второй этап отбора – отбор в учебно-тренирозочные группы начальной спор­тивной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. Цель отбора на этом этане состоит в оценке перспективности юных спортсменов.

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются монофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей.

В спорте имеют значение как общие способности, так и специальные способности. Спортивные способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки.

Дерматоглифическое исследование спортсменов-стрелков

В связи с гетерохронностью развития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способностей спортсменов в разные возрастные периоды.

Организация исследования

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу.

Организация педагогического эксперимента

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин-дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки. Педагогические контрольные испытания позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта.

А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности. Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека.

Поэтому их оценка должна даваться в процессе тренировки, соревнований, а также в лабораторных условиях. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. 3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.

В таблице 47 приведен комплекс контрольных испытаний, которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора

Она выражается в особенностях морфофункциональных, психофизиологи­ческих, технико-тактических и личностных характеристик. Они считают, что нельзя моментально оценить спортивную пригод­ность, какими бы совершенными ни были методы оценки. Если исходить из определения отбора, продолжительность его равна длительности спортив­ной жизни, поэтому имеет смысл говорить о различных этапах отбора.

Начальная спортивная подготовка призвана воспитывать качества и свойства индивида для создания возможно­стей спортивного совершенствования. Поэтому цель отбора для начальной спортивной подготовки – определение пригодности к спортивному совершен­ствованию. Задача этого этапа – целенаправленная подготовка смены командам мастеров. Здесь, как и на предыдущем этапе не может быть какой-то кратковременно­сти, тем более однократной диагностики.

По В. Старосте (2003), на этом этапе осуществляется специализированный отбор. Его цель – определение специфических предрасположенностей, необходимых для конкретного вида спорта. Четвертый этап отбора – комплектование команды мастеров. Частным случаем комплектования команд мас­теров является отбор в сборные команды. К критериям отбора относят качественно-количественные характеристики спе­циальных способностей.

Под орга­низацией отбора понимается комплекс мероприятий, направленных на наиболее эф­фективное и рациональное использование методов отбора. Аппаратурный метод стал широко использоваться сравнительно недав­но в связи с необходимостью точного количественного анализа, который дру­гим путем осуществить невозможно. Применение аппаратуры, без сомнения, поднимает систему отбора на более высокую ступень.

При отборе анкетирование используется в основном для изучения интересов и самооценки. Первым этапом отбора (Бриль М. С., 1980) можно назвать организацию групп подготовки к ДЮСШ. В них должны приниматься все желающие, имеющие медицинское освидетельствование и желание. Отбор можно определить, как процесс, сочетающий в себе установле­ние определенных критических уровней выполнения действий спортсменом и наблюдения за его поведением.

Что еще посмотреть: