Спасибо, что решили отправить нам материалы

Ценовая эластичность спроса — это степень чувствительности спроса в ответ на изменение цены товара. Так, если спрос на товар является эластичным по цене, то рост цены приводит к снижению выручки продавца, и наоборот.

Эластичность спроса характеризует степень реакции спроса на действие какого-либо фактора. Эластичность спроса непосредственно зависит от изменения влияющих факторов. Эластичность спроса существенно влияет на доходы предприятия-производителя товара. Если она меньше единицы, то при повышении цены на товар доходы увеличиваются, но если она больше единицы, то повышение цены на товар негативно влияют на уровень доходов. Измерение зависимости изменения объема спроса от изменения цены требует введения понятия эластичности как показателя степени влияния одной переменной на другую.

Спасибо, что решили отправить нам материалы

Данные об эластичности спроса необходимы при принятии решений о пересмотре цен, его направленности и степени изменения цен на отдельные товары. Это позволяет проводить обоснованную политику цен, как с точки зрения коммерческой выгоды, так и повышения уровня жизни населения.

Однако именно в этом заключается и его недостаток. При определении эластичности делается важная оговорка: “при прочих равных условиях”. Для того, чтобы свести к минимуму данный недостаток, можно рассчитать совокупное влияние нескольких показателей конъюнктуры на величину спроса.

При анализе последствий изменения цен необходимо различать кратковременный и долговременный коэффициенты эластичности. Краткосрочный коэффициент эластичности спроса от цен превышает долгосрочный, как правило, по товарам длительного пользования (рис.6). Следовательно, при резком росте цен потребитель может без ощутимого для себя дискомфорта отказаться от приобретения товаров длительного пользования.

Наиболее достоверное значение эластичности спроса дает расчет коэффициента эластичности в точке, близкой к точке равновесия. Классификация рынков и товаров определяется, таким образом, тем, каковы характеристики спроса в точке равновесия, точке пересечения спроса и предложения.

Чем больше на рынке товаров-заменителей, тем выше эластичность спроса. При повышении цен на один товар спрос на него резко падает, так как есть возможность приобрести другой, аналогичный продукт. Высокой эластичностью обладают предметы роскоши, низкой — товары первой необходимости. Чем выше доля бюджета, которая приходится на приобретение данного товара, тем выше эластичность (это касается всех товаров, кроме предметов первой необходимости).

Стабильность потребительского поведения способствует снижению эластичности. Чем в меньшей мере удовлетворены потребности в данном товаре, тем выше эластичность. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага; • нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода.

К ним, в частности, относятся товары первой необходимости. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность; • является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего; • от консерватизма спроса.

Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода. Очевидно, что цена имеет чрезвычайно важную роль для потребителя. Другой заключается в том, что цены не являются статичными показателями, они изменяются.

Показатель количества товара изменяется в рамках общей закономерности следующим образом: рост цены ведет к его уменьшению и, соответственно, наоборот (закон спроса). Закон спроса отражает только определенную общую тенденцию. Так, нетрудно догадаться, что не каждое изменение цены (в данном случае не играет никакой роли — повышение или снижение) будет сопровождаться изменением в количестве покупаемой продукции.

Кроме того, на практике наблюдаются ситуации, которые существенно отличаются от того, что представлено в общетеоретических представлениях о спросе. Один из примеров такой ситуации — график спроса на престижные товары. До определенного уровня цены — Р, то есть на интервале Р 0 -Р 1 , (и растет только от повышения цены, то есть вопреки общей теории спроса.

И в таком случае спрос на услуги канатного подъемника будет менее эластичным, чем, например, спрос на услуги санатория «Жемчужина». Уникальные препараты, такие, что очень важны для жизни человека, будут характеризоваться еще меньшим уровнем эластичности спроса.

Мы рассмотрели три достаточно редких кривых спроса с постоянной ценовой эластичностью

Чем она является больше, тем более эластичным будет спрос на товар, и наоборот. Высокая цена определенного товара создает значительную нагрузку на бюджет потребителя. Приобретение товара по такой цене может привести к необходимости ограничений потребления по другим направлениям (статьям) расходов. Поэтому потребитель становится чувствительным к изменениям цен на те товары, стоимость которых является значительной для его бюджета.

В связи с этим необходимо постоянно отслеживать изменения в структуре спроса и в соответствии с ними оптимизировать ассортиментную структуру магазина

Но если на 20% изменится цена на автомобиль какой-то марки (например, с 10 000 евро до 12 000 евро), то реакция у потребителей может быть совсем другой. Поэтому ценовая эластичность спроса уменьшается за более высокого жизненного ранга товара, а за его снижение — уменьшается. Таким образом, потребитель проявляет чувствительность к ценам, их изменений.

Экономисты используют эластичность спроса для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое. Реакция спроса на изменения других детерминант спроса, помимо цены, отражается в сдвиге кривой спроса. Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

Что еще посмотреть: