Содержание и элементы функции контроля

Эти и другие проблемы должны быть учены при организации системы контроля на конкретном предприятии. Контроль должен быть всеобъемлющим. При «внутрипроцессном» контроле субъектами контроля являются сами участники процесса. В этом состоит суть второй задачи контроля при управлении организацией. На первом этапе осуществляется выработка стандартов и критериев, определяющих конкретные показатели оценки в процессе контроля.

Цель функции контроля — обеспечить выполнение планов. Очевидно, что показатели являются измерительной базой контроля. С их помощью осуществляется контроль других категорий объектов управления.

Для этого организуется отдельный контрольный процесс «Проверка соблюдения правил технической безопасности в процессах производства». Другой вид контроля — внутренний (точнее, «внутрипроцессный») контроль, который сам имеет 2 варианта.

Например, в процессе «Производство продукции» выделен этап «Контроль соответствия готовой продукции техническим условиям». Очевидно, что главное различие между «внутрипроцессным» и внешним контролем состоит в субъектах (исполнителях), реализующих функцию контроля.

Содержание и элементы функции контроля

В отношении категории объектов управления «структурные единицы» дополнительно следует заметить, что они могут быть как объектами контроля, так и субъектами контроля. Рассмотрим, как сделанные выводы скажутся на подходах к формированию внутренних нормативных документов, регламентирующих реализацию функции контроля.

Каким требованиям должны отвечать структура и содержание данных документов? Что касается последовательности разработки внутренних нормативных документов, регламентирующих реализацию функции контроля, то здесь необходимо отметить следующее. В отношении «внутрипроцессного» контроля все достаточно очевидно — степень актуальности создания того или иного документа (описания процесса) будет определяться актуальностью того или иного процесса.

Один из них — важность того или иного объекта управления, т.е. насколько объект «участвует» в достижении предприятием поставленных целей (как стратегических, так и оперативных). Другой фактор — существующее качество контроля данного объекта управления. В полной мере представленные реквизиты будут содержаться только в ряде отдельных документов — описаниях «внешних» процессов контроля. В остальных случаях реквизиты контроля могут быть «размазанными» между группами различных документов.

Основные задачи контроля

2. Точки контроля. 3. Параметры контроля (среди них может быть, например, группа параметров, отражающих степень соблюдения норм использования производственных ресурсов).

Перечисленные реквизиты должны быть представлены во внутренних нормативных документах, регламентирующих порядок реализации функции контроля. Каково место ИТ в бизнесе? Какие методологии есть в ТОиР? Какими качествами должен обладать руководитель? Что необходимо изменить в кризисные времена? Реализация контроля включает также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений. Один из аспектов функции контроля, связанный с его формальной внешней стороной, действительно состоит в обеспечении подчинения кому-либо или чему-либо.

К основным элементам фзшк1щи контроля обычно относят этапы процесса контроля. Необходимыми элементами организации контроля также являются типовые технологии реализации функции контроля и основные задачи, решаемые контролем для достижения целей организации. Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин (стандартов).

Единые элементы технологии контроля отражают структуру и содержание работ по организации системы контроля на предприятии. 1. Определение (выбор) концепции контроля: система контроля, процесс или процессы контроля, частные проверки тех или иных показателей. Контроль является неотъемлемым элементом эффективной деятельности организации. Множество разнообразных факторов внешней среды и обстоятельств внутри самой организации также могут помешать в достижении желаемого результата.

Обнаружение и устранение неопределенности является первой и наиболее очевидной задачей контроля, вытекающей из определения самой функции. Поддержание успеха является одной из основных задач контроля. Широта контроля отражает суть функции.

Каждый руководитель обязан осознать и осуществлять эту функцию как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Контроль должен осуществляться на всех стадиях процесса управления. Ни одну функцию менеджмента (планирование, организация, мотивация) нельзя рассматривать в отрыве от контроля.

Характеристики эффективного контроля

В практике разработки систем контроля используются различные подходы, определяемые ориентацией руководства и действующей организационной структурой предприятия. Известны три подхода к организации системы контроля: рыночный, бюрократический и клановый.

Поведенческие аспекты контроля

В силу этого такой контроль базируется на установленной в организации иерархии полномочий и ответственности. При клановом подходе поведение сотрудников организации регулируется общими ценностями, нормами и традициями, а также другими элементами организационной культуры. Важным элементом такого подхода является определяющее значение при оценке должного и ожидаемого поведения сотрудников отдельной личностью или узкой группой (кланом).

Реализация функции контроля включает проведение различных видов контроля деятельности организации для достижения ее целей: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль применяется, как правило, в трех ключевых областях обеспечения хозяйственной деятельности организации — человеческие ресурсы, материальные и финансовые ресурсы. Контроль человеческих ресурсов обеспечивается путем тщательного анализа деловых и профессиональных знаний, навыков персонала, которые требуются для выполнения конкретных должностных обязанностей.

Контроль как одна из основных управленческих функций, входящая в цикл управления предприятием, призвана осуществлять мониторинг процессов реализации планов и выявлять возникшие отклонения.

Что еще посмотреть: