Социальное рыночное хозяйство

Довольно часто элитарная и плюралистическая модель, конечно в несколько измененном виде, формируются в государствах на переходном этапе к демократии. Народная инициатива существует также и в Швейцарии, но референдум в ней может проводиться как по социально-культурным, так и по стратегическим вопросам.

Многие механизмы, описанные классиками, реализованы и действуют в современных демократических государствах. Причем, рост гражданского участия, в элитарной модели, приводит к дестабилизации и малой эффективности системы управления. Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании и полному контролю власти со стороны правящей элиты, поощряет активность граждан и их участие в группах влияния.

На практике выделяют две модели социального партнерства. Для таких квази-демократий характерно «использование» граждан-избирателей для набора политического веса той или иной элитой. Отвечая на вопрос, что такое демократия, многие, не задумываясь, скажут: «Конечно же, народовластие или правление народа».

И так – до бесконечности. Поэтому не удивительно, что практически каждая попытка охарактеризовать понятие демократии приводит к появлению концептуально нового типа ее классификации. И вполне возможно, что путь к пониманию сущности демократии лежит, как раз, через рассмотрение основных существующих ее концепций.

В дошедших до нас работах и Платон, и Аристотель излагают свое видение государственного устройства и дают нам представление о том, какой же была античная демократия. Образцом античной демократии, бесспорно, является Афинская, представлявшая собой исторический прототип современной концепции прямой демократии.

Максимально низкий имущественный и другие цензы, система поощрений для граждан, вовлеченных в общественно-политическую деятельность, способствовали высокой политической активности. Что свидетельствует о высокой степени участия граждан в процессе управления государством. Постепенно приходящая к власти буржуазия требовала теоретического и практического переосмысления механизмов жизнедеятельности государства и общества.

Получает развитие и теория гражданского общества, утверждающего ненасильственную, договорную самоорганизацию в соответствии с нормами естественного права и прав человека. Основными теоретическими разработками того времени являлись концепции классической либеральной демократии, охранительной демократии, представительной демократии и развивающей демократии.

Принцип разделения властей, в частности, разрабатывался Дж. Локком, Ш. Монтескье, Дж. Мэдисоном, Т. Гоббсом и др. философами. В результате было сформировано новое видение устройства государства, в соответствии с которым, разделение власти и независимость различных ее ветвей гарантировали соблюдение прав и свобод гражданина.

Это, по их мнению, позволяло бы не допустить прямого диктата большинства над меньшинством и препятствовало бы возможности выбора необразованным большинством единоличного тирана.

Одним из разработчиков данной модели стал американский философ и политический деятель Дж. Мэдисон. В основу концепции представительной демократии был положен принцип делегирования функций принятия государственных решений парламенту (представительной ассамблее).

Однако и у плюралистической демократии существует критичное количество недостатков

Многие известные сторонники либеральной демократии видели ее основное предназначение в предоставлении возможностей для саморазвития свободных информированных граждан. Основным разработчиком этой модели демократии был Ж.Ж. Руссо, который рассматривал ее, в первую очередь, как средство достижения личной автономии гражданина. Существование такого договора предопределяет появление общего интереса, общих целей и потребностей, удовлетворение которых является предметом жизнедеятельности всего общества.

Еще один сторонник развивающей демократии Дж. Ст. Милль видел предназначение демократии в развитии личности, путем вовлечения каждого в политический процесс.

Именно в это время формируется полноценное представление о государстве как об институте, закрепляющем за собой монополию на власть и принуждение

Именно высокий культурный и образовательный уровень всех граждан, должен был стать гарантией против возможных злоупотреблений властью. Такой институт должен не править от имени народа, а обсуждать возможности принятия тех или иных решений и контролировать их исполнение. Непосредственное управление и осуществление исполнительной власти Дж. Милль предлагал также возложить на экспертов, что позволило бы достичь значительного профессионализма в управлении.

Основу для существования демократии как политического режима, они видели именно в механизме гражданского участия, наследуя тем самым классическую концепцию развивающей демократии. Существование такого общества и осознание гражданами необходимости участвовать в политической жизни защищают эту систему от возможной концентрации власти и являются фактором саморазвития гражданина.

Действительно, в рамках многомиллионного государства ожидать высокой политической активности и, главное, заинтересованности в участии в политической жизни всех граждан – необоснованная иллюзия. Практически антиподом партиципаторной является элитарная демократия. Участие граждан в политических процессах сводится к возможности выбора элиты, которая максимально отвечает общественному «спросу» и в результате всенародных выборов становится правящей.

Граждане подключаются к политическим процессам только в период выборов, признавая за элитой право на принятие государственных решений самостоятельно. В идеале, при функционировании этой модели, граждане, минимально участвуя в политическом процессе, получают максимальную отдачу – элиты заботятся о принятии адекватных государственных решений.

В целом, все классические теории демократии дали значительный толчок для развития политической теории и практики. В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот. Основой элитарной демократии является персонификация политических ожиданий и усиление политической роли лидеров, которые, олицетворяя элиту, принимают участие в избирательной конкуренции.

Что еще посмотреть: