Синдромы поражения коры больших полушарий головного мозга

Ядро – компактно расположенная группа нейронов коры головного мозга, которая имеет связь с одним и тем же отделом нервной системы. Для исследования гнозиса и праксиса применяют также специальные психологические методики. В надкраевой извилине и нижней теменной дольке локализуется центр праксиса.

Гнозис в буквальном смысле слова означает узнавание. Наша ориентировка в окружающем мире связана с узнаванием формы, величины, пространственной соотнесенности предметов и, наконец, с пониманием их значения, которое заключено в названии предмета. Этот запас сведений об окружающем мире складывается из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти. Но гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа.

Вторичные проекционные зоны располагаются во втором и третьем слоях коры. Их раздражение приводит к выполнению высших мозговых функций, таких как гнозис и праксис

Значительно чаще нарушается гнозис в какой- либо одной анализаторной системе, причем в зависимости от степени поражения выраженность агнозии различна. Зрительные агнозии, возникают при поражении затылочных отделов коры. Больной видит предмет, но не узнает его. Здесь могут быть различные варианты. Практически уже при неузнавании предмета можно говорить о нарушениях механизмов памяти, поскольку воспринимаемый предмет не может быть сличен с его образом в гностической матрице.

Для исследования зрительного гнозиса используют набор предметов. Применяют также набор картинок, цветных, однотонных и контурных. Оценивают не только узнавание предметов, лиц, но и сюжетов. Попутно можно проверить и зрительную память: предъявить несколько картинок, затем перемешать их с ранее не показываемыми и попросить ребенка выбрать знакомые картинки.

Следует иметь в виду, что дети узнают контурные картинки хуже, чем цветные и однотонные. Понимание сюжета связано с возрастом ребенка и степенью умственного развития. Фантомные ощущения можно отнести к нарушениям сенситивного гнозиса. При этом страдают обе половины тела, Апраксин может возникать также при поражении субдоминантного правого полушария (у правшей) и мозолистого тела, связывающего оба полушария. В этом случае апраксия определяется только слева. При апраксии страдает план действия, т. е. составление непрерывной цепочки двигательных автоматизмов.

В конце процесса труда получается результат, который уже перед началом этого процесса имелся идеально, т. е. в представлении работника». Больной не может выполнять действий по заданию и даже по подражанию.

Данный вид афазии протекает с сочетанием нарушений устной и письменной речи. Больной, понимая обращенную речь, не может говорить

В некоторых случаях больной может автоматически, не задумываясь, выполнять определенные действия. Например, целенаправленно он не может застегнуть пуговицу, но выполняет это действие автоматически.Конструктивная апраксия. Больной не узнает предмета или у него нарушена схема тела, поэтому он не в состоянии выполнять заданий или выполняет их неуверенно и не совсем правильно.

Этот метод позволяет оценивать и степень умственного развития. Поверхность головного мозга покрыта корой, которая имеет связь с подкорковыми структурами. Данная связь осуществляется за счет нервных волокон, расположенных между корой и самим веществом головного мозга. Кора головного мозга имеет борозды, посредством которых она разделяется на извилины.

Также кора подразделяется на гомо– и гетеротипическую. Древняя кора включает в себя следующие области: обонятельный бугорок, диагональную область, прозрачную перегородку, периамигдалярную и препериформную) области. Таким образом, выделяют так называемые корковые отделы анализаторов, состоящие из ядра и рассеянных элементов. В коре выделяют первичные и вторичные проекционные зоны. Первичные зоны расположены в глубоких слоях коры. Их раздражение вызывает элементарные ощущения.

При этом отмечается нарушение речи самого больного

В средней лобной извилине находится центр поворота глаз и головы в противоположную сторону. Центр, который получает и анализирует импульсы от интерорецепторов внутренних органов, расположен в нижних отделах передней и задней центральных извилин. Центр слухового анализатора локализуется в височной доле коры головного мозга, а именно в средней части верхней височной извилины.

При нарушении ассоциативных связей между обоими речевыми центрами и зрительным анализатором больной забывает названия предметов, структура фраз при этом виде афазии остается правильной. Нарушения речи на корковом уровне представляют собой агнозии и апраксии. При этом учитывают и время работы, настойчивость, утомляемость.

Что еще посмотреть: