Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа — Виды корней и типы корневых систем

В корневой системе различают главный, боковые и придаточные корни. Главный корень развивается из зародышевого корня. Придаточными называют корни, развивающиеся на стеблевой части побега. Если главный корень выражен значительно, корневая система называется стержневой.

Для него в наибольшей степени (у большинства растений) характерны неограниченный рост и положительный геотропизм. Главный корень обладает наиболее активной верхушечной меристемой. 3. Боковые корни — корни, развивающиеся на другом корне любого происхождения и являющиеся образованиями второго и последующих порядков ветвления. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Типична для однодольных растений.

В ходе дальнейшей эволюции некоторые ответвления стали углубляться в почву и дали начало корням, приспособленным к более совершенному почвенному питанию. У папоротниковидных появляются настоящие корни, это приводит к увеличению размеров вегетативного тела и к расцвету этой группы в каменноугольный период.

Они играют роль статолитов и определяют геотропические изгибы корней. Корень при этом немного утончается, становится покрытым наружным слоем первичной коры — экзодермой, выполняющим функцию покровной ткани. Переход одной зоны в другую постепенный и условный.

Клетки корневого чехлика выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня. Благодаря слизи снижается трение о почву, её частицы легко прилипают к корневым окончаниям и корневым волоскам. В редких случаях корни лишены корневого чехлика (водные растения, некоторые растения-паразиты). Если эта апикальная меристема обособлена и образует только клетки корневого чехлика (как у большинства однодольных растений), её называют калиптрогеном.

Такие корневые системы можно видеть у фасоли, гороха, одуванчика, тыквы, подсолнечника, березы, дуба и многих других двудольных растений

Корневые волоски располагаются в зоне всасывания, функция которой понятна из её названия. По этой части корня вода и растворы минеральных солей, поглощённые корневыми волосками, транспортируются в вышележащие отделы растения.

Уже в самом начале зоны роста корня масса клеток дифференцируется на три зоны: ризодерму, кору и осевой цилиндр. Она содержит корневые волоски и участвует в процессах всасывания. Она рыхлая и имеет систему межклетников, по которой вдоль оси корня циркулируют газы, необходимые для дыхания и поддержания обмена веществ. Кора является той частью корня, через которую активно проходит радиальный (ближний) транспорт воды и растворенных солей от ризодермы к осевому цилиндру.

В стержневой корневой системе главный корень сильно развит и хорошо заметен среди других корней (характерно для двудольных). В мочковатой корневой системе на ранних этапах развития главный корень, образованный зародышевым корешком, отмирает, а корневая система составляется придаточными корнями (характерна для однодольных). Стержневая корневая система проникает в почву обычно глубже, чем мочковатая, однако мочковатая корневая система лучше оплетает прилегающие частицы грунта.

Он закрепляет растение в почве и активно поглощает из нее воду с минеральными солями

Корнеплод — утолщённый главный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней. Со временем основания стволов перегнивают и деревья стоят на этих корнях как на ходулях. Воздушные корни — боковые корни, растут в надземной части. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха.

Несколько выше чехлика имеется небольшая гладкая часть корня. Над ней находится участок с многочисленными тонкими выростами, которые выглядят как белый пушок вокруг корня — это корневые волоски

Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков.

Главная функция корней – почвенное питание

Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. Одни из них появляются вследствие ветвления главного корня, другие образуются на побеге.

Мочковатые корневые системы характерны для всех однодольных растений и некоторых двудольных

Пшеница, рожь, овес, пырей, лук, тюльпан, гладиолус, осока и многие другие однодольные растения имеют мочковатую корневую систему. Рассматривая внешний вид корня, можно видеть, что его беловатый, почти прозрачный кончик чуть утолщен и прикрыт защитным колпачком – корневым чехликом.

Например, у четырехмесячного растения озимой ржи, выращенного в теплице, образовалась огромная корневая система. Причем общая поверхность всех корней этого растения была в 130 раз больше поверхности наземных органов растения.

Рост корня осуществляется путем деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни растут верхушечной частью. Если удалить верхушку, то рост корня в длину прекратится, но зато образуется много боковых корней. Как бы ни положили прорастающее семя или укореняющийся побег – их корни обязательно будут направлены вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению.

В течение жизни у растения формируется много корней. Корень – основной вегетативный орган растения. Имеется два типа корневых систем у растений — стержневая и мочковатая. Придаточные корни могут вырастать и на листьях. Мочковатая корневая система состоит из одинаковых по размерам ветвящихся придаточных и боковых корней, поэтому имеет вид пучка – мочки (например, у подорожника и лютика).

Что еще посмотреть:

  • Назовите основные типы сцепления геновНазовите основные типы сцепления геновГруппа сцепления — гены, локализованные в одной хромосоме и наследующиеся совместно. Сцепленное наследование — наследование признаков, гены которых локализованы в одной хромосоме. Число […]
  • 2. Философские идеи М. В. Ломоносова2. Философские идеи М. В. ЛомоносоваВ центре философии Сковороды – учение о «трех мирах»: «мире великом» (макрокосм), «мире малом» (человек) и «мире символическом» (мир Библии). Развитие русского национального сознания нашло […]
  • Ситуационные задачи к курсовому экзамену по биологииСитуационные задачи к курсовому экзамену по биологииАдаптации к паразитическому образу жизни, особенности жизненных циклов, пути заражения и профилактика заболеваний, вызываемых трематодами. Пути заражения и профилактика заболеваний. 544. […]