РИТМ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ: Стихотворная речь более сложно организована в своем ритме по

И Таня в ужасе проснулась»). В русском языке ударение представляет выделение в слове того или иного слога при помощи большей силы, длительности, напряженности голоса. В таких случаях, следовательно, происходит совпадение логической и ритмической пауз между стихами.

Как же возникла стихотворная речь? Ведь люди в словесном общении всегда говорят прозой, в прозе пишут они научные, философские, публицистические, юридические и прочие произведения. В литературном тексте каждый такой ряд слов (стих) пишется (печатается) отдельной строкой. Если песню записать на бумаге такими отдельными ритмически выделенными строками, то она превратится в стихотворение.

Русский язык и культура речи

В далеком же прошлом хоровые песни всегда исполнялись коллективом лю дей, которые вместе с тем совершали определенные телодвижения — плясовые, трудовые, маршевые. Ритм же самих движений коллектива — трудовых, плясовых, маршевых — всегда заключался в равномерных чередованиях каких-то акцентов.

Вывод этот в общем правилен, но Бюхер неточно его формулирует. Из сказанного следует, что основными соразмерными «частями» стихотворной речи являются не «стопы», как иногда полагают. Одна особенность заключается в том, что в тактах прозы самостоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты. В стихах же, при равенстве других словных акцентов, на последнем слове каждого стиха всегда возникает более сильное ритмическое ударение.

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ

Чтение стихов с интонационным выделением константных ударений и следующих за ними ритмических пауз называется скандированием стихов (лат. scando — размеренно читаю). При изучении ритмичности стихотворной речи важно также обращать внимание на различия в окончаниях стихов.

В постановке ударения все же лучше ориентироваться не на поэтическую речь, а на орфоэпические словари

Различие стиховых клаузул заключается в количестве входящих в него слогов. Например: «Время — начинаю про Ленина рассказ»; или: «Я снова здесь, в семье родной». Часто встречаются стихи, в которых константное ударение стоит на третьем слоге от конца стиха, значит, клаузула в них трехсложная.

Такие стиховые окончания называются дактилическими (от названия трехсложной стопы с ударением на первом слоге — дактиля). Если стиховое окончание содержит в себе более трех слогов, то оно называется гипердактилическим. Стихотворная речь обычно (но не всегда) создается так, что окончания соседних или близко стоящих друг к другу стихов состоят из одинаковых звуков.

В отйошении звуков, составляющих рифму, она может быть бедной, состоящей из малого количества звуков («Снилось — мимо проходят друзья… II Но никто не окликнул меня»), и богатой, включающей в себя много звуков («И вновь блистающий востЬрг… Она прочно вошла в поэзию XX в. наряду с классической, точной рифмой.

Рифмованные стихи, по сравнению с «белыми» стихами, эстетически более богаты и совершенны. В зависимости от того, какие слоги стиха — ударные или неударные — предшествуют цезуре, последнюю, как и клаузулы стихов, можно называть мужской, женской, дактилической.

Рассмотрим в самых общих чертах те из них, которые исторически сменяли друг друга в русской поэзии. Звуки речи –минимальные единицы речевого потока, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека. Каждый звук образуется в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Фонема –единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального компонента.

В стихе могут соединяться стопы как однородные, так и разнообразные (дактиль с хореем)

Более сильное произношение, выделение одного слога в слове, которое служит для фонетического объединения этого слова, называется словесным ударением (акцент). Логическое ударение -смысловое подчёркивание наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении: Он дежурит? Ритмичность стихотворной речи создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. В стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.

Конкуренция между существительными и предлогами (до, за, из, на об, по, под) в перетягивании ударения имеет давнюю историю

Хотя в разных ситуациях мы говорим по-разному (бытовая скороговорка — это одно, а чтение доклада — другое), интонация каждого человека индивидуальна, почти как отпечаток пальца. Благодаря этому, а не только тембру, мы мгновенно узнаем в телефонной трубке голос позвонившего нам знакомого. Существует своеобразная мода на ту или иную интонацию в зависимости от эпохи. Например, ушла советская эпоха, а вместе с ней — державные интонации.

Основные изменения в русском языке постсоветского времени

Но все хорошо в меру. Так распространенная сейчас разухабистость интонации считается проявлением неуважения к слушателю. В последние десятилетия отечественные ученые всерьез обеспокоены влиянием низменных слоев западной речевой субкультуры на многовековые традиции русской интонации. 4. Расскажите о каждом из гласных звуков: ударный/безударный, определите буквы, которыми он обозначен.

Можно привести и еще примеры такого варьирования ударения в зависимости исключительно от размеров стихов. В наречиях типа набок в повседневной речи также предпочитается ударение на предлоге. Наконец, вариантные ударения нередко встречаются в стихотворных текстах.

Что еще посмотреть:

  • Классификация оползнейКлассификация оползнейНаселение, проживающее в оползне-, селе- и обвалоопасных зонах, должно знать очаги, возможные направления и характеристики этих опасных явлений. Сель может образоваться и от обрушения в […]
  • Активный образ жизниАктивный образ жизниЗдоровый образ жизни – комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Не стоит забывать о здоровом образе жизни и людям старшего возраста. Любыерекомендации по здоровому […]
  • Исследование больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путейИсследование больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путейПальпация печени и желчного пузыря. Снизу перкуссия границ проводится по двум линиям (среднеключичной и срединной). Можно проводить пальпацию поджелудочной железы в положении на правом […]