Процессуальная структура и компоненты

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Деятельностный компонент педагогического процесса отражает взаимодействие, сотрудничество педагога и воспитуемых. Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса — это контроль и оценка педагогами деятельности обучаемых. Структуру педагогического процесса представляют педагоги, воспитуемые и условия воспитания.

Этот компонент в литературе называется еще организационным, или организационно-управленческим. Педагогический процесс – это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых в условиях подсистем (формирования, развития, обучения, воспитания). Понятие «педагогический процесс» шире, чем понятие «учебно-воспитательный процесс» ибо отличается целостностью и общностью.

Процессуальная структура и компоненты

Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, формы, методы взаимодействия педагогов и воспитуемых и достигаемые результаты. Целевой компонент включает все задачи педагогической деятельности: от главной цели – всестороннего и гармоничного развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств личности.

Основной единицей педагогического процесса, его «клеточкой», является педагогическая задача, оперативная задача. Выстроенный ряд оперативных задач приводит к решению тактических задач, а затем и стратегических. Педагогический процесс – не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития.

Источником совершенствования педагогического процесса являются противоречия. Экономические, политические, социальные процессы играют ведущую роль по отношению к педагогическому. Противоречия между ними в общественном сознании отражаются как отставание педагогики от требований жизни. Отстает политехническая и трудовая подготовка от требований производства.

Структурные компоненты

Педагогическое воздействие и взаимодействие должно иметь цель. Только тогда это становится организованным и управляемым процессом. Он обладает социальным значением, динамичностью и огромным массивом накопленной человечеством культуры, уникальностью и индивидуальностью каждой личностью, участвующей в этом процессе.

Деятельность педагога определяется целями и задачами, которые формируются на основе социального заказа образовательной системы. Эти цели и задачи трансформируются в профессиональном сознании педагога. Педагогически целесообразными, корректными и адекватными должны быть методы и средства, которые использует педагог.

Именно поэтому в педагогическом процессе наибольшая ответственность лежит на более взрослых и компетентных. Естественно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. Результатом взаимодействия целостного педагогического процесса является система отношений и ценностей жизни в единении с деятельностью. Сущность человека проявляется именно в его деятельности. В процессе практической деятельности зарождаются отношения, проявляется ценностная система.

Педагогический процесс моделируется, проектируется, конструируется и внедряется в образовательную практику педагогом

Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса наделен эмоциональными отношениями между его субъектами и мотивами их деятельности. Социально ценные и личностно значимые мотивы определяют результативность педагогического процесса.

Цели воспитания наполняются конкретным содержанием знаний, умений и навыков и отношений к действительности. Это содержание приобретает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, определяется возрастом субъектов взаимодействия и спецификой педагогических условий.

Содержание педагогического процесса – вопрос сложный и неоднозначный. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, – педагоги, воспитуемые, условия воспитания.

Что еще посмотреть: