ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: В переводе с латинского «процесс» означает движение вперед,

Первый закон индивидуального развития предложенный нами гласит, что жизнь человека и млекопитающих животных состоит из трех периодов, а не из двух, как принято в научной литературе. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме.

Появившаяся в последние десятилетия новая отрасль науки — социобиология, находящаяся на стыке биологии, психологии и социально-гуманитарных наук, ввела понятие «репродуктивный императив». Данные относительно вероятности рождения нормального ребенка и ребенка с патологией развития сообщаются родителям.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез) охватывает период с момента оплодотворения и возникновения организма в виде зи­готы до его смерти. В процессе развития организма важное место занимает поэтапное, гетерохронное включение различных звеньев физиологических систем в регуляцию функций. В период внутриутробного развития гетеро-хронность созревания систем подчинена одной универсальной задаче — сформировать жизненно важные системы к моменту рождения.

Причины, лежащие в основе именно такой динамики развития физических возможностей детей и подростков, заключены в совершенствовании механизмов регуляции развивающегося организма. На рост и развитие организма большое влияние оказывает его мышечная активность, поскольку каждое движение, начиная с мо­мента возникновения зиготы, является фактором избыточного ана­болизма.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Весь цикл индивидуального развития подразделяется на ряд пе­риодов (табл.18.1), каждый из которых отражает особенности морфо-функциональных изменений организма. Индивидуальные отличия психического и физического развития могут варьировать в широких пределах у детей и подростков одного и того же календарного (паспортного) возраста. Врачам и педагогам приходится постоянно учитывать не столько календарный возраст ребенка, сколько степень его биологического развития.

Ука­занные переходные периоды называются критическими и характери­зуются высокой чувствительностью организма к различным, в том числе, адекватным раздражителям, и кроме того — малой резис-тентностью.

Схема возрастной периодизации онтогенеза человека

Его результат — физическое, интеллектуальное, социальное, духовное развитие человека. Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», — социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Изменения в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно изменяются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте.

Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, интеллектуальных и духовных характеристик личности. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства существования своим трудом.

Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий. Различают противоречия внутренние и внешние, общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные, характерные для отдельно взятого человека.

Одно из основных внутренних противоречий — расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. К внутренним относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия — это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.

И так без конца. Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным в различных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития. Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э. Геккелем и Ф. Мюллером.

Действительно, факты, говорящие о том, что человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяет развитие предков, бесспорны. Формулировка закона, закрепившаяся в педагогике 30—70-х гг.: онтогенез повторяет филогенез — не совсем правильно отражает сущность человеческого развития.

Известно, что у детей и подростков зоны интенсивного психомоторного развития наблюдаются в разные возрастные сроки, т.е. каждый детский возраст имеет свои особенности, свой уровень сенситивности. Справедливость отмеченного в общей форме бесспорна, так как дает возможность более целесообразно управлять возрастным развитием.

Широкий диапазон действия возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает в качестве одной из наиболее интегративных характеристик человека. Поэтому в большинстве исследований ведущим признаком анализа был возраст, а не деятельность, полученные данные интерпретировались главным образом как характеристики возрастного развития.

Но чем больше появляется экспериментального материала, касающегося проблемы возрастного развития двигательных способностей, тем значительнее проявляются и различия. Однако подходы к реализации учения о сенситивных и критических периодах в связи с проблемой развития двигательных способностей носят неоднозначный характер.

Следует отметить существенные различия по отдельным возрастным периодам, но нельзя отрицать и наличие совпадающих данных. На этом фоне все более явным становится и то, что возрастной критерий не позволяет учесть многих закономерностей физического развития. Биологический возраст в большей степени, чем календарный, отражает онтогенети ческую зрелость индивидуума, его работоспособность и характер адаптивных реакций.

В частности, чем шире спектр изучаемых двигательных проявлений и их составляющих, тем значительнее мозаика сенситивных периодов развития. Периоды ускоренного и замедленного развития изучаемых в данной работе характеристик движения в условиях естественного и спортивного онтогенеза не совпадают. В результате делается вывод о том, что специализированные спортивные тренировки способны в известных пределах изменить естественный возрастной ритм развития двигательной функции.

Второй закон. Наследственность человека и животных реализуется по этапам развития. Динамика индивидуального развития и специфика созревания различных психических функций в постнатальный период. Некоторые психологи и педагоги пытаются расширить содержание этого закона на весь процесс индивидуального развития человека.

Что еще посмотреть:

  • § 2. Личные права и свободы ребенка§ 2. Личные права и свободы ребенкаА существует ли самостоятельная отрасль ювенального права в России сегодня? Ювенальному праву присуще сочетание действия различных, зачастую противоположных друг другу по характеру […]
  • Научно-популярный подстиль — этоНаучно-популярный подстиль — этоПриемы подачи терминов в науч.-популярном произведении, сравнительно с собственно научным, имеют свои особенности. Собственно-научный. Научно-учебный. С одной стороны, будучи […]
  • Информация об изменениях:Информация об изменениях:Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра […]