Понятия и категории

В качестве источника развития диалектика утверждает «единство и борьбу противоположных начал». Ядром» диалектики называют закон единства и борьбы противоположностей. 1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика же выступает в качестве отражения законов развития этой материи.

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер.

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость

И в центре большинства из них — противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. В диалоге «Софист» Платон излагает учение о родах сущего. Поскольку и покой, и движение как тождественные каждый себе причастны тождественному, и при этом они различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с тождественным.

Однако диалектика разума, по Канту, — иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений

Проблема будущего осмысливалась во многом на основе диалектики. Цель средневековой диалектики — попытаться схватить мир сразу в обоих его ипостасях, сакральной и мирской, сублимированной и низменной.

4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные

Немецкий классический идеализм рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познанияКант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». С его точки зрения все это — наука история, которую он пытается построить по научному методу.

Строго говоря, содержание диалектики меняется с прогрессом науки, ибо, в некотором смысле, это содержание есть сама наука, основанная на принципах абстракций

Материя находится в постоянном движении и развивается самостоятельно. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории.

Некоторые современные философы, такие как Люсьен Сев и Жан-Мари Бром вновь обращаются к диалектике, рассматривая исключительно по отношению к человеческому действию, деятельности. Они отрицают диалектику природы и существование научных законов, существующих вне человеческого действия.

Космос мыслился как совмещающий в себе противоположности покоящегося и изменчивого

В XXI веке имеются работы Бертелла Олмана, Паскаля Шарбонна и Эвариста Санчес-Паленсиа, в которых диалектика вводится в науку, наряду с диалектическим материализмом Маркса и Энгельса. 2. Взаимодействие (или взаимозависимость) 3. Противоречие как сила созидания 4. Переход от количества к качеству (цепи и разрывы).

Фактически, по его мнению, диалектика не является логикой со своими точными законами, а более общим каркасом, в который вписываются эволюционные явления. Тех, кто были в ней сильны, во все времена было совсем немного, это были единицы.

Примечательно, что и сами диалектически одарённые головы не раскрывают тайну диалектики. Они владеют и пользуются методом, но передать то, как они это делают, они не могут. Наверняка они сами этого не знают. Это — как творчество художника. Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода.

К. Поппер объясняет эту схему, сравнивая её с научным «методом проб и ошибок», который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок».

Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом. 12Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. Философско-историческое введение // Культурология. XX век. Антология. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами — тождественностью и отличием. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Вот изложение диалектических принципов, первоначально сформулированных Энгельсом (1878), в интерпретации Ж. М. Брома: (Принципы диалектики, 2003): 1. Движение и изменение. Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического.

Что еще посмотреть: