Периодизация и классификация

Зрелая патристика 4-5 вв.: классика теоретизирования и оформление догматики. В то же время патристика стилистически и в некоторых отношениях содержательно отличается от схоластики. В этом случае Августин полагает, что истинное бытие тож–дественно жизни, мысли и блаженству. Основные проблемы связаны с хронологическими и регионально-языковыми особенностями формирования патристики. География патристики расширяется за счет сирийской и армянской.

В соответствии с христианской этикой жизнь человека и ее ценности обретают смысл лишь в соотнесении с божествен–ными заповедями. Для христианской этики характерно противоречивое сочетание пессимистических и оптимистических мыслей. В христианской этике из идеи любви к Богу появляется но–вая добродетель – милосердие (неизвестная античной этике), которая предполагает прощение обид, готовность к сострада–нию и помощи нуждающимся.

Периодизация и классификация

В первые века христианства возникает совершенно осо–бенный строй мысли, который был ориентирован на древ–ность, святость и правильность. Кроме «любви» и «высшего блага» в христианской этике разрабатывались та–кие понятия, как «поступок» и «интенция» поступка, «добро–детель» и «грех», «порок» и «вина».

В его творчестве значительную роль приобретает осмысле–ние каждой из божественных заповедей в их отношении к миру, что тесным образом связано с этикой. Этическим проблемам посвящены трактаты Августина «О свободном произволе–нии», «О Граде Божием», «О благодати и свободном произво–лении», «Исповедь». Это оказывает влияние на нравственное сознание челове–ка, делает его детерминированным не только прошлым, но также и будущим, уже имеющимся в вечности возмездия: ка–рой или блаженством.

Специфика развития философской проблематики

Воля, по его мнению, подтвержда–ет собой именно отношение, в котором она приобретает свою сущность и качество. Она свойственна Богу, так как Бог – тво–рец, т. е. тот, кто изначально находится в отношении с тем, что он творит. Сила воли является мерой волевых расхождений Так как Бог является благом, то он и создатель всего благого. Но расположения воли могут быть как благими, так и злы–ми. Стремление человека к блаженному бытию, по Августину, характеризует христиан–ского философа, так как любовь к мудрости является любовью к Богу, а он есть сама мудрость.

Она и является основой, кото–рая придает всеобще-необходимый характер представлениям человека. Таким образом, совесть является согласованием бо–жественного закона и человеческих моральных установок. Все, что сотворено Богом, по природе своего творения является благом, которое находится с вы–сшим благом – Богом не в прямых отношениях. Источник созданного Богом блага – ничто. Это благо и яв–ляется временным и изменчивым, оно связано с высшим бла–гом и идеей причастия.

Пороком является то, что вредит природе, потому порок и противоестествен нам. Кри–тика порока является доказательством благости природы. Фома тем самым попытался синтезировать мораль и религию. Это Бог, путь к Богу и Христос, который в качестве человека является путем к Богу. Последние два – это и есть моральное учение и учение о спасении. Высшей целью, которая сама по себе и есть высшее благо, является, согласно учению Ф. Аквинского, достижение совер–шенства, а именно богоподобия.

Ранняя патристика: протодогматический период (кон 1 в.-3 в.), делится на 2 этапа. К первому (кон.1 в.- 2 пол. 2 в.) принадлежат апостольские отцы и апологеты

Свобода у Ф. Аквинского, как и у Аристотеля, трактуется через произвольность действия. Для оценки нравственности действия важны две волевые позиции, как цели, так и средства. И напротив, при благой цели необходимо использовать достойные средства. Оценку кон–кретных целей и средств человек осуществляет с помощью со–вести. Фома делит также добродетели на интеллектуальные, мо–ральные и теологические. Причем разумные желания составляют добродетель справедливости, которую он вместе с благоразумием, воздер–жанностью и силой считает главной.

Грех является нарушением законов (как общественных, так и разумных и божественных, сообраз–но подчиненных один другому). ПАТРИ́СТИКА (от греч. pathr, или лат. pater, «отец»), термин, появившийся в 17 в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1 — 8 вв., т.н. «отцов церкви». К концe 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен четвертый — одобрение Церкви).

Этими ступенями являются сначала страх, потом благочестие, а затем и знание (отличие его от мудрости в том, что оно не обязательно может быть на–правлено на благо). Далее, по Августину, следуют мужество, коммуникатив–ность, очищение сердца и, наконец, мудрость.

Что еще посмотреть:

  • Глава 10 Планирование карьерыГлава 10 Планирование карьерыОбраз карьеры явился фундаментом выбора карьеры, который связан с гуманитарной деятельностью и соответствующими действиями в этом направлении. Одно из определений карьеры – это […]
  • Соединения проводниковСоединения проводниковПри последовательном соединении электрическая цепь не имеет разветвлений. Напряжение всей цепи при последовательном соединении будет равно сумме напряжений на каждом включенном в цепь […]
  • Контрольная работаКонтрольная работаДидактика - это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах. В современной дидактике существуют различные подходы и варианты […]