Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.
Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
Современная наука «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детовождение». Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.
Тема 1. Основы педагогики
Объект педагогики – человек. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи
Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как «развитие» и «формирование». Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина. Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.
В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.
История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
Система педагогических наук, связь с другими науками. Например, таким явлением действительности является образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
С медициной (например, лечебная педагогика — наука об обучении и воспитании хворающих школьников)
Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. Воспитание — это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Каждая наука имеет свой объект исследования
Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества. Педагогическое взаимодействие — это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка. Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке.
Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем — внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем.
С психологией: общий объект изучения — это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте.
Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековойтеологии и философии.
В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Это ядро образования — обучение
В. И. Слуцкий). Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В. В. Краевский, А. В. Хуторской). Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений педагогики — неформальное образование.
Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания.