Педагогическая гипотеза

М., 1998. — Гл. 2: Методология и методы педагогических исследований. С. 93-110. 12. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин.

Методология – это способ исследования явлений, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Предназначается для студентов, работающих над курсовыми и дипломными исследованиями, преподавателей, руководящих научной работой студентов, аспирантов.

Педагогическая гипотеза

Наиболее общим является деление методов педагогического исследования на теоретические и эмпирические. В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений и экспериментов.

Замысел исследования

Результаты анализа эмпирических данных в ходе исследования выражаются не только в форме установления фактов, но и в виде эмпирических обобщений. Экспериментальная педагогика старалась опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, анкетирование, на данные тестов.

Гипотеза должна быть понятна и проверяема. Специфика гипотезы в том, что сложное теоретическое утверждение должно быть описано в параметрах (признаках, характеристиках), которые можно пронаблюдать, зафиксировать, описать, измерить. Эта редукция теоретического положения к «наблюдаемым параметрам» – важнейший момент всякого научного исследования. 10.Полонский, В. М. Эксперимент педагогический / В. М. Полонский // Полонский, В. М. Научно-педагогическая информация: Слов.-справ.

Теоретические методы

Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Характерной чертой эксперимента является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явленийв варьируемых условиях. Педагогический эксперимент пред­полагает осуществление сравнения, анализа, выбора оптимального варианта деятельности. Используется экспериментальная работа в том случае,когда на поставленные исследователем вопросы нет готового ответа.

Педагогический эксперимент представляет собой комплекс методов исследования, предназначенный для объективной проверки гипотезы исследования: наблюдение, опросы, изучение продуктов деятельности и т.д. Устанавливаются признаки, по которым можно судить об изменениях, происшедших в объекте. При организации педагогического эксперимента необходимо учитывать то обстоятельство, что он имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к экспериментатору является: “не навреди”.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ

В осуществлении данного этапа четко прослеживаются три стадии. На первой стадии основной целью является определение (констатация) начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в эксперименте. В течение формирующего эксперимента педагог следит за изменением интересующих его параметров, может делать промежуточные срезы тех или иных характеристик и вносить коррективы в эксперимент.

С. 32-61. 10. Пискунов, А. И. Методы педагогических исследований / А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев. Формирующий эксперимент играет основную роль в педагогическом исследовании. М., 2000. 5. Брызгалова, С. И. Научно-педагогическое исследование: Учеб. пособие / С. И. Брызгалова.

Что еще посмотреть:

  • Создание новых государствСоздание новых государствЭти пять мирных договоров составляют основу Версальско-Вашингтонской системы. В условиях краха Версальско-Вашингтонской системы международных отношений обострилась борьба великих держав за […]
  • Х-сцепленное наследованиеХ-сцепленное наследованиеЕсть 2 варианта половых хромосом: Х-хромосома и Y-хромосома. Если мужчина унаследовал измененную копию гена Х-хромосомы, то у него проявится заболевание, так как у мужчин только одна […]
  • Основные данные по мантииОсновные данные по мантииНастоящее изобретение касается способа окислительной термохимической сушки для получения нового класса натуральных гидрофобно-олеофильных и натуральных гидрофильно-олеофильных материалов и […]