Особенности социализации личности

Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей. Поэтому различается два вида адаптации — психофизиологическая и социально-психологическая, находящихся во взаимосвязи. Социализация личности — это процесс формирования и становления личности через овладение ею социальным опытом.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Именно поэтому формирование личности и ее социализация могут направляться по траекториям, которые не совсем совпадают

Итак, двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. Истоки современной концепции социализации находим в работах А.Бандуры, Г. Тарда, Т. Парсонса. Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия.

Социализация в узком смысле — это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

Т. Парсонс в роли основного механизма социализации определяет адаптацию. Большинство исследователей утверждают, что адаптацию можно рассматривать как составляющую социализации и как ее механизм. Итак, социализация предстает как единство адаптации и активности личности: усвоение норм и ценностей социальной среды происходит во взаимозависимости и взаимосвязи с активностью индивида. В таком широком смысле данное понятие приравнивалось с социализацией и между ними признавалось определенное равенство.

Ведь социализация осуществляется как под воздействием целенаправленных усилий, так и в результате непосредственного воздействия среды, что имеет элементы стихийности, неорганизованности. Социализация шире воспитания, она является как организованным, так и стихийным, не всегда осмысленным процессом. Есть взаимосвязь между понятиями «социализация», «становление» и «развитие». Сужает понятие социализации ограничения этого процесса определенным возрастным периодом, приближая его к понятию «рост».

Такая логика изложения материала может быть приемлема и в рассмотрении соотношения дефиниций «социализация» и «развитие». Так, в философской справочной литературе оно представлено как единство бытия и небытия, возникновения и уничтожения. Именно такое понимание становления используется в этике, социальной психологии, социологии, педагогике и т.д. Такое понимание данной дефиниции снимает в принципе всякую разницу между понятиями «социализация» и «становление».

Целенаправленное воспитание в идеале предполагает максимально управлять процессом социализации. Успешной социализации способствует действие таких факторов, как ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Следовательно, основными сферами социализации можно считать деятельность, общение и самосознание. Речь идет также о внешних и внутренних критериях процесса социализации. В статье рассматриваются модели классификации различных видов социализаций в педагогике, социологии и психологии.

Анализ динамичности содержания данного понятия убеждает, что эта область социально-психологического знания непрерывно развивается. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с другими людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

В таком случае становление и развитие личности, как процесс овладения индивидом социальным опытом и его наращивания, приумножения в своем развитии может быть представлен двумя условными этапами. Кроме того, осуществляется и процесс овладения человеком той или иной профессией, специальностью.

Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Вместе с тем полная внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу ее социализации. Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Это этап профессиональной социализации личности. При этом социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли во время вхождения в новую социальную ситуацию, это — конкретный процесс социализации.

Что еще посмотреть:

  • Функциональная кардиопатия у детейФункциональная кардиопатия у детейВ зависимости от причин различают первичную и вторичную кардиомиопатию. Вторичная кардиопатия у детей – это следствие длительных простудных заболеваний. В период подросткового возраста и […]
  • Remedium.ru в вашем смартфоне.Remedium.ru в вашем смартфоне.Однако в лечении этих заболеваний такого прогресса мы не наблюдаем. Биологические препараты создавались преимущественно для лечения РА, поскольку это распространенное и тяжелое […]
  • Решение ТОЭ ОТЦ ТЛЭЦ электротехникаРешение ТОЭ ОТЦ ТЛЭЦ электротехникаРасчетно-графическое задание состоит из пяти задач по электротехнике. В разделе сайта Учебные пособия ТОЭ ОТЦ ТЛЭЦ электротехника собраны наиболее пригодные для практического использования […]