Особенности драматургии Чехова

Чехов в первых же пьесах выступил как новатор. Эту пьесу Чехов назвал комедией. Но затем пьесы Чехова получили не менее шумное признание и прочно утвердились в репертуаре театров.

Пьеса «Вишневый сад» была написана Чеховым в 1903 году, когда все сословия в России ощущали определенную неудовлетворенность жизнью, ждали крупных и решитель­ных общественных перемен. И в своем последнем произ­ведении Чехов размышляет о судьбе России, ее будущем. Вишневый сад» называют лебединой песней писателя, и в этом произведении особенно полно проявилось его нова­торство.

Таким образом, в основе взглядов Чехова-драматурга лежит отвращение к сюжетной искусственности, театральности и эффектам старого театра. Сцена в действии 1-м, где говорится об угрозе, нависшей над вишнёвым садом,- это экспозиция. Нет в пьесе и главного действующего лица, вокруг которого завязался бы весь узел событий. К. С. Станиславский, оценивая эту сторону драматургической техники Чехова, писал: «Чехов одинаково владеет на сцене и внешней, и внутренней правдой.

Он добивается этого при помощи контрастного переплетения в пьесе драматического и комического элементов. Мы видим в пьесе ряд комических персонажей (Епиходов, Симеонов-Пи-щик, Яша, Дуняша) и ряд комических ситуаций. Чехов предъявлял к речи персонажей два основных требования. Чехов был уже известным писателем, когда заявил себя еще и как драматург. Он ставит пьесу для друзей и близких, на главную роль в ней приглашает девушку Нину, в которую влюблен.

При этом пьесу приняли далеко не все критики и не вся публика. Впервые пьеса была поставлена в Александрийском театре, но там ее ждал полный провал. Однако новую драму поставили в МХАТе. И здесь пьеса была встречена восторженно. Особенности драматургии Чехова заключались в том, что все его пьесы, написанные после «Чайки», еще глубже погружали зрителей в мир человеческих чувств и переживаний.

Главные героини другой пьесы – «Три сестры» также ищут свой смысл жизни. Однако они не находят его в мире мещанских интересов и потребительства. В первую очередь, критики отмечали, что в драматургии Чехова отразились черты кризиса реализма, характерного для конца XIX столетия. Таким образом, драматургия Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской культуры.

Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. В 1881 году была поставлена первая большая драма Чехова “Иванов”. Пьеса рассказывает о том, как в пошлом обществе, где сам “воздух застыл от тоски”, где злорадно сплетничают, отчаивается и погибает порядочный человек.

Признанию чеховских пьес во многом способствовал МХАТ, основанный К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 г. Постановка “Чайки” в этом театре явилась триумфом новой драматургии. Чехов в драмах переходит от личных проблем к общественным — к вопросу об ответственности человека перед жизнью. Дальнейшее развитие эта тема получила в пьесе “Дядя Ваня”, основная мысль которой выражена в словах Астрова: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Эта же проблема решается и в “Трех сестрах”. Пьесы Чехова оптимистичны: “…когда опускается занавес, у зрителей остается чувство, что действие на этом не заканчивается, угадывается перспектива более чистой, содержательной жизни”. Драматургия Чехова, даже в большей степени, чем его проза, обладает громадной силой нравственного влияния.

Антон Павлович Чехов является в истории русской драматургии не только выдающимся драматургом — автором известных пьес «Три сестры», «Чайка», Дядя Ваня», но и драматургом-новатором. Ho в этой удивительной по содержанию и точности «предсказаний» драме Чехов воплотил свою идею о том, что «все давно уже отжило, состарилось», и все только ждет «начала чего-то молодого, свежего».

Прежде всего Чехов разрушает ключевое событие, организующее сюжетное единство классической русской драмы. С его исчезновением сюжетные линии отдельных героев в пьесах Чехова децентрализуются. С исчезновением сквозного действия в пьесах Чехова устраняется и классическая одногеройность — сосредоточенность драматургического сюжета вокруг главного, ведущего персонажа.

Особенности драматургии Чехова

Чехов приходит в «Вишневом саде», в других пьесах к новому раскрытию драматургического характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках и действиях, направленных к достижению поставленной цели. Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера.

В драме Чехова умышленно стушевана речевая индивидуализация героев. Третий акт у Чехова обычно кульминационный. Новаторство Чехова-драматурга граничит с гениальностью. И каждый из нас, кто вновь и вновь встречается с драмами А.П. Чехова, заряжается вечными человеческими ценностями: надеждой, верой и любовью. Чехов, будучи талантливым человеком, уже проявил свое мастерство новатора в коротких рассказах, входит и в драматургию как человек, стремящийся сформировать новые художественные положения.

Из этого и родился прием Чехова, который теперь принято называть смысловым подтекстом, “подводным течением”, “теорией айсберга”. У Чехова сюжет — судьба России, а фабула — лишь сцепление событий.

Антон Павлович Чехов

Даже над Петей Трофимовым, который, казалось бы, символизирует обновление России, Чехов иронизирует, называя его “вечным студентом”. Стремление Чехова показать широкий социальный фон происходящих в пьесе событий приводит к тому, что он изображает большое количество внесценических персонажей. Но новаторство Чехова в то время было далеко не очевидным для современников, так как зритель, воспитанный на произведениях Пушкина, Лермонтова, Островского, не мог постичь драматургии Чехова.

В том-то и новаторство Чехова, что у него нет внешнего конфликта, его конфликт внутренний. Художественное своеобразие пьесы “Вишневый сад” помогает нам понять, почему пьесы Чехова до сих пор интересны, актуальны, а также почему их автора называют одним из основоположников “нового театра”. Пьесы, написанные А.П.Чеховым, становились событием для его современников, даже те, кто не признавал мастерства драматурга, улавливали новое в построении его произведений.

В пьесе Чехова нет однозначной оценки характеров героев. Драматургия Чехова представляет собой пьесы, которые положили начало новому направлению в отечественной и мировой литературе. Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

Что еще посмотреть:

  • Масса и плотность веществ, теория и примерыМасса и плотность веществ, теория и примерыЗадача 3. Два тела с массами m1 = 1кг и m2 = 4 кг, соединенные нерастяжимой невесомой нитью, лежат на горизонтальной плоскости. Анализ задачи. Массами блоков и трением в них пренебречь. […]
  • ГИСТОГЕНЕЗ ОПУХОЛЕЙГИСТОГЕНЕЗ ОПУХОЛЕЙХарактерен тканевый атипизм опухоли, рост ее экспансивный и медленный. Клеточный атипизм характерен для незрелых, злокачественных опухолей. Злокачественные опухоли дают метастазы - […]
  • Фотографии препаратов по гистологии в 1 файлеФотографии препаратов по гистологии в 1 файлеЭти самостоятельные курсы предшествуют общей и частной гистологии. Курс гистологии включает в себя также цитологию — учение о клетке и эмбриологию — учение о зародыше. 4. Настоящее […]