Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека

Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Первым теоретическим трудом в этой области была работа В.Келлера “Физические гештальты в покое и стационарном состоянии”.

Вершиной античной психологии явилось учение о душе Аристотеля (384 — 322 гг.). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Особой формой интеллектуальной активности является разум, привносимый извне в виде божественного разума. Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

В средние века накапливается конкретный материал об анатомофизиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики

Особенно следует отметить деятельность арабских мыслителей IX — XII вв. Авиценны и Аверроэса. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Однако душа способна производить в теле движения. Он явился основателем интроспективной психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

Основатели гуманистической психологи хотели исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную, жизненную психологию

Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений материи. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных “малых перцепций” (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физиологическим в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости гармонии.

В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. В его книге “Рефлексы головного мозга” (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Он считает, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений с таким расчетом, чтобы можно было сказать заранее, какой будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул).

Руководствуясь мыслью о том, что в поведении человека нет ничего прирожденного и что любое его проявление — продукт внешней стимуляции, Уотсон начал массовое изучение детей младенческого возраста. В своих работах психолог ссылался на методику И.П.Павлова об условных рефлексах).

В ней автор стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. Им представлялось, что психология, опираясь на эти законы, превратится в точную науку типа физики. Ни одно психологическое учение не вызвало столь резких расхождений в оценках, как учение австрийского невропатолога, психиатра и психолога З.Фрейда (1856-1939), основоположника психоанализа.

Поскольку требования к эго со стороны различных инстанций — ид и супер-эго — несовместимы, оно неизбежно пребывает в состоянии конфликта, создающего невыносимое напряжение. От этого напряжения эго спасается с помощью специальных “защитных механизмов” — вытеснения, сублимации и т.д.

Ее представители У.Найссер, А.Павийо и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. В этой работе главной является идея изоморфизма (элементы и отношения в одной системе соответствуют элементам и отношениям в другой) физиологических и психологических процессов. В работах Фрейда в качестве серьезной психологической проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни человека. Одна из причин ее широкого распространения заключалась в том, что в ней полнее, чем в других теориях, раскрывалась исключительная сложность психической жизни человека.

Что еще посмотреть: