Обычаи и обряды

Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продук­тов. Материальная культура казахов отражала особенности хозяй­ственной жизни народа, основывалась на традициях культуры пред­шествующих поколений степных скотоводов. Жилище казахского народа — замечательный памятник матери­альной культуры. С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами.

Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Материальную и духовную жизнь народа отражают традиции и обычаи. Традиция требовала, чтобы девушка в сопровождении подруг с прощальной песней посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки с родными у казахов называлось «кыз-таны­су».

Казахи наблюдали за движением небесных светил. В царской России и в советское время до 1925 года нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами, по одной из версий, уже тогда это делалось, чтобы не путать казахов с казаками. Эти племена оставили свой след в этногенезе казахов так как в старшем жузе до сих пор существуют роды Канлы и Сары-уйсын.

Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады и другие подсобные помещения. Наиболее простым переносным жилищем был шатер — «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместитель­ные подвижные жилища на колесах куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски.

Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкого войлока. Весной и осенью казахи носили шапки борик, круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно оторочен­ные мехом. Зимние шапки — треухи назывались «тымак».

Погребальные обряды XV—XVIII вв. были смешанными: основы­вались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа «танир»

У юношей пояса не были набор­ными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Серьги изготовляли в основном из сереб­ряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, часто — из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

К накосным украшениям относились и под­вески «шолпы». Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Один из любимых напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айрана с водой называлась «шалап».

Шерсть со шкур снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли, сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в специальных коптильнях. Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалык салт». Отношения родителей невесты к жениху были сво­бодны от многих обрядов, предписываемых исламом.

Не оставались в долгу и родители невесты. Для участников игр назначались ценные призы. День Нового года (на-урыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс).

Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. В XV—XVIII вв. культ «танир» еще соперничал с исламом. Вопреки предписаниям ислама казахи почитали культ предков, имели изображения своих отцов (буттенгри).

Значительное влияние на куль­туру казахского народа оказывала культура соседних народов, особен­но Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила также мусульманская культура

С древних времен сложилось поверье, что на зимних стойбищах люди часто грешат, так как в жилищах водятся «нечистые силы», приносящие вред человеку. Основу казахского народного календаря составляли астрономи­ческие представления и знания звездного неба, накопленные века­ми.

Среди народа существовали профессионалы-вычислители, зани­мавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени, — есепчи (счетчик). Начало года соответствовало весеннему равноденствию (ку то-гис) и начиналось с праздника «Наурыз» (21 марта). Старикам в праздники подавали отваренную голову быка и они произносили традиционные пожелания о росте поголовья скота, изобилии молочных продуктов. Ещё в 1827 годуА. И. Лёвшин доказывал, что «киргиз есть название народа совсем другого… название казак… принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют».

Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Бронзовая эпоха представлена памятниками андроновской культуры, которые датируются XII—XVIII вв. до н. э.. Таким образом, в XV—начале XX вв. в Казахстане функционировала единая культура, которая базирова­лась на лучших традициях культуры древних племен казахских сте­пей.

Что еще посмотреть:

  • ТЕПЛООБМЕН ИЗЛУЧЕНИЕМ В ТОПОЧНЫХ УСТРОЙСТВАХТЕПЛООБМЕН ИЗЛУЧЕНИЕМ В ТОПОЧНЫХ УСТРОЙСТВАХБольшинство твердых и жидких тел излучают энергию всех длин волн в интервале от 0 до ∞, то есть имеют сплошной спектр излучения. Каждое тело не только излучает, но и поглощает лучистую […]
  • Право і моваПраво і моваС детства разговариваю на русском языке и очень хорошо и комфортно чувствую себя в Украине.
  • 8.2. Мотивация и стимулирование работников8.2. Мотивация и стимулирование работниковРуководству предприятия необходимо тщательно изучать индивидуальные потребности работника, следовательно, и его мотивы для трудовой деятельности. Иногда довольно трудно разобраться в тех […]