9. Выбор методов исследования. 10. Организация условий проведения исследования. Воспроизводящее исследование. Составление плана исследования. Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования. Следовательно, процесс научного исследования достаточно длительный и сложный. Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего нужно начинать исследования, как обобщить факты и каким путем идти к выводам. Научная работа — это прежде всего четко спланированная деятельность. При научном исследовании важно учитывать все, концентрируя внимание на основных, ключевых вопросах темы. Нельзя не учитывать побочные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначимыми.
Результаты научных исследований тем лучше, чем выше научный уровень выводов, обобщений, чем выше их достоверность и эффективность. Фундаментальные (теоретические) научные исследования означают: основные, главные. И научная теоретическая и экспериментальная деятельность направлена на познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, человека.
Прикладные исследования поддаются планированию, а фундаментальные результаты планировать сложно. Кроме того, прикладные разработки могут быть внедрены в промышленность и приносить экономический эффект. Объектом исследования принято называть то, на что направлена познавательная деятельность исследователя.
Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества
Под предметом исследования понимается то, что находится в границах объекта и всегда совпадает с темой исследования. Правильный выбор объекта изучения окружающего материального мира согласно цели исследования способствует обоснованности результатов исследования. Отбор наиболее существенных факторов, которые влияют на объект исследования, имеет большое практическое значение, поскольку влияет на степень достоверности результатов исследования.
Выявление существенных факторов проще, если исследования основываются на хорошо обработанном теории. Если теория не дает ответа на поставленные вопросы, то используют гипотезы, научные идеи, сформированные в процессе предварительного изучения объекта исследования. Среда — это то, что влияет на объект исследования.
В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и т.д. Но в науке недостаточно установить любой научный факт. Важным является объяснение его с позиции науки, обоснование общо-познавательного, теоретического и практического его значение.
Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов. 11. Проведение исследования (сбор материала). Научное исследование всегда предполагает решение какой-либо научной проблемы. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создают основания для проведения научного исследования. Помощь в выборе темы может оказать просмотр каталогов защищенных диссертаций, обзорных публикаций в специальной научно-методической периодике.
Однако объект исследования рекомендуется формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.
Именно предмет исследования определяет тему исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению.
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний
Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить…», «Разработать…», «Выявить…», «Установить…», «Обосновать…», «Определить…», «Проверить…», «Доказать…» и т.п. Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.
Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия. Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть гипотезу.
Научно-исследовательский институт — учреждение, занимающееся исследованиями в области науки и техники, разработкой НИР и НИОКР, разновидность института
Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение педагогического опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.
В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и даже изменять. Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Любое педагогическое исследование в конечном счете является сравнительным. Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» исследований с результатами, которые были получены на тех же людях, но раньше.
Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, основываться на связи теории с практикой
Применяя выборочный метод, каждый экспериментатор решает две задачи: кого выбрать в качестве исследуемых и сколько их надо выбрать. Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных. В исследованиях, проводимых в области физической культуры и спорта, широко применяются различные методы научного познания из других областей науки и техники.
Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. Полученный в процессе исследования фактический материал не будет достоверен без методов математической обработки. Сущность педагогического эксперимента и педагогического наблюдения состоит в сочетании нескольких перечисленных методов.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Он строится на полученных фактах и результатах эмпирических исследований. Научно изучать — это не только смотреть, но и видеть, замечать отдельные частности, большое в малом, не отклоняясь от главной темы исследования. Следовательно, чем полнее учтено влияние среды на объект исследования, тем более точными будут результаты научного исследования.