Клинико-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта при олигофрении и деменции. Этим детям свойственна «короткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений.
При мысленном членении объекта на части, умственно отсталые учащиеся выделяют в рассматриваемом объ-екте гораздо меньшее количество частей, чем нормальные дети того же возраста.
Дети-олигофрены, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой и своей работой. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связа-ны с особенностью их памяти. В исследованиях Л.В. Занкова (1935 год), М.С. Левитина (1939 год), И.М. Соловьева (1940 год) и других выявлены многие качественные особенности, которыми характеризуется память детей-олигофренов. У умственно отсталых детей позже, чем у нормальных формируется произвольное запоминание.
Стараясь получше запомнить рассказ, умственно отсталые дети еще больше фиксируют внимание на отдельных фразах и словах, и поэтому еще хуже улавливают смысл того, что им читают.
Развитие интереса и положительного отношения к материалу в процессе усвоения и запоминания. Для детей-олигофренов также характерны большие трудности в переключении внимания с одного предмета на другой. Так, В.И. Лубовский отмечал выраженные синкинезии, то есть застревание на отдельных движениях, нарушения переключения внимания.
Середина 19 века.Появление во многих европейских странах вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней,не усваивающие программу общеобразовательного обучения.
К.Д.Ушинский Выявил,что среди учащихся общеобразовательных школ встречаются дети, нервно- психические особенности которых являются причиной отставания в учении. 5 Идиотия -самая тяжёлая степень умственной отсталости.Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребёнка. При этой форме поражены кора больших полушарий головного мозга и нижележащие образования.Нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка.
1. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях
Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность)признаются инвалидами детства. Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. 15 Чем больше выражено недоразвитие речи у УО ребёнка,тем существеннее отклонения в различных видах познавательной деятельности.
Для УО детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности.Особенно страдает у дошкольников произвольная деятельность. Рисование. Изобразительная деятельность УО детей формируется замедленно и своеобразно. В результате коррекционного обучения у них проявляется умение правильно оценить и себя и результаты своей деятельности.
Р. Маллер и др.) придерживаются мнения о том, что целенаправленное специальное обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должно начинаться с самого раннего детства. Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения.
27 Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познавательной деятельности. Основы современной олигофренопедагогики, специальной (коррекционной) педагогики и психологии были заложены в эпоху Возрождения. Объектом изучения тогда являлись дети с выраженной умственной отсталостью, имбецилы, идиоты, лица с врожденными уродствами, психически больные.
В древнем Риме также процветало умерщвление детей-уродов. В ряде стран такие дети оставлялись на произвол судьбы, без присмотра. В лечебницах сняли цепи с душевнобольных, перестали бить и истязать. В Италии, опираясь на идеи Сегена о сенсомоторном воспитании, систему работы с умственно отсталыми детьми предлагает М. Монтессори. Впервые начинают не только заниматься с такими детьми, но и готовить специальных педагогов.
В 1970-х гг. возникает еще одно новое направление — психологическое изучение детей с ранним детским аутизмом.
Эскироль положил начало клиническому и психологическому изучению слабоумия, показал, что слабоумные дети могут приобретать небольшой объем знаний. До Эскироля термин «имбецилизм» применялся в разных аспектах. Для обозначения одной из градаций слабоумия Эскироль ввел термин «умственная отсталость».
Выше мы уже отмечали вариант классификации, в основе которой лежит клинический признак — врожденное и приобретенное слабоумие. Второй вариант классификации — это деление слабоумных по степени отсталости на идиотов, имбецилов и умственно отсталых.
Умственное развитие — это характеристика способов, форм и содержания мышления.
Мышление — обобщенное отражение человеком действительности, опирающееся на практическую деятельность и чувственное познание мира, опосредствованное речью и приобретенными знаниями. Недостатки речи затрудняют возможность выявления сущности явлений и связей между ними, что наиболее отчетливо проявляется в глубоком недоразвитии их словесно-логического мышления.
Таким образом, интеллектуальные способности одновременно являются результатом и предпосылкой обучения.
При этом, наиболее легко вычленяются резко и далеко выступающие периферические части объекта. На анализ и синтез сопоставляемых объектов опирается сравнение, которое требует последовательного выделения и сопоставления соответственных признаков каждого из сравниваемых предметов.
Трудности соотносительного анализа проявляются часто в том, что в сравнение не вовлекаются оба сопоставляемых объекта, а устанавливаются отношения между частями одного и того же предмета. Например, получив задание сравнить два цветущих растения, ученик устанавливает сходство между лепестками, листьями одного и того же растения. Успехи в обобщении достигаются не всегда и лишь благодаря длительной работе, помогающей ученикам выделять существенные признаки и закреплять их словом.
Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века/Х.С. Эскироль — автор ряда многоплановых классификаций слабоумных. В своих работах Э. Хейссерман отмечала: «Необходимо считаться с нестойкостью интереса и быстрой утомляемостью умственно отсталого ребенка. У Уо детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности.