Метод педагогического эксперимента

Теоретические и эмпирические, математические и статистические методы исследования. Психологические и социологические методы в педагогическом исследовании. В прикладных педагогических исследованиях на первый план выступают эмпирические методы. Метод анкетирования.

Немного информации дает оно и для выводов о мотивах действий, поступков школьников Поэтому его необходимо сочетать с другими методами исследования, в частности с беседой, анкетированиеям. 7 Разве анализируете Вы вместе с ребенком его трудности в обучении и пути их преодоления?

Этот метод является комплексным, поскольку предполагает сочетание наблюдения, беседы, анкетирование, создание специальных ситуаций и т.д. Они тесно смыкаются с группой конкретно-научных методов, применяемых лишь в определенной области и не выходящих за ее пределы, и используются в каждой науке в различных сочетаниях.

Метод педагогического эксперимента

Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника в отличие от интервьюирования — разновидности метода беседы, перенесенного в педагогику из социологии. В последнее время все чаще начинают применяться в этих целях и технические средства: звукозапись, киносъемка, фотографирование в определенные моменты, наблюдение с помощью скрытой камеры телевидения.

Исследовательские методы педагогической науки

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические). Эмпирические методыпредназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла — фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его научная проблема разработана в научной литературе. Наблюдение — организованное целенаправленное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса либо его явлений. Цель наблюдения- накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении.

Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, ценностных ориентаций, чувств, переживаний опрашиваемого. Для эффективного применения этого метода важно установить дружеские, доверительные отношения с собеседником, проявлять к нему уважение, тактичность.

Метод психолого-педагогического тестирования

Вместе с тем собеседник может скрыть свои истинные мысли и переживания и ввести исследователя в заблуждение. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Методобобщения независимых характеристик – метод получения характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников обрабатывается. Метод написания сочинений — группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя.

Метод социометрии

Рейтинг — метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Проективные методы — это разновидность тестирования. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и затем он проводится в полном объеме.

Анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, абстрагирование, идеализация и другие методы теоретического анализа. Статические модели и мысленный эксперимент. Изучение и анализ литературных источников. Наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертиза в педагогическом исследовании. Понятие об описательной и индуктивной статистике и их функциях в педагогическом исследовании.

Методологические и теоретические основы педагогики. Системный подход к изучению педагогических процессов. Единства воспитания и самовоспитания личности. Методов обучения и воспитания. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения.

Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Метод изучения школьной документации и ученических работ

Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами. Метод групповой дифференциации. Определение проблемы и постановка цели — раскрытие закономерностей педагогического явления.

Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования. Проведения исследования и оформление результатов. Только при многократном повторении в разных условиях и применении достаточно большого арсенала методов исследований, может быть вычленено то общее, что определяет сущность исследуемого процесса. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса.

Под методом понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. Совокупность этих методов иногда называют методологией, под которой понимается учение о методах познания, объясняющее пути и обосновывающее способы приращения, построения и применения знаний.

Понятие о методах исследования в педагогике. Так, в фундаментальном педагогическом исследовании преобладают рациональные, теоретические методы, хотя применяется и метод эмпирический, экспериментальный. Выбор методов исследования. Терминологический анализ и моделирование в педагогическом исследовании.

Что еще посмотреть: