Мышление и деятельность

Следовательно, человека вне деятельности не существует. Материальная (практическая) и духовная деятельность. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Моральная и аморальная деятельность. Законная и незаконная деятельность.

Но, как показывает практика, далеко не каждый человек, в том числе и обладатель высшего образования, понимает разницу между данными определениями. Объект – это предмет или категория, на которую направлено действие субъекта.

Основные черты человеческой деятельности

Тем не менее, объект всегда находится в поле объективной реальности и может быть выражен различными категориями, обозначающими его признаки. Субъект – это индивид либо группа лиц, которые взаимодействуют с объектом.

Так, в правовом смысле субъектом является лицо, которое обладает определённым кругом прав и обязанностей. В философском смысле к субъекту относят человека, который познаёт мир и активно изменяет реальность. Противопоставление объекта и субъекта – это один из способов познания мира, характерный для западного общества. Тем не менее, дать конкретное определение и провести отличия данных категорий можно только в конкретной области человеческой деятельности.

Объект подчиняется данным решениям и действиям, преобразуясь и изменяясь. Объект, напротив, проявляется через пассивное принятие действий субъекта. В то же время, если действие направлено именно к людям (помощь социального работника конкретному человеку), то можно говорить об обратном.

Многообразие человеческой деятельности

Деятельность представляет собой совокупность взаимосвязанных актов, направленных к конкретной цели. Человеческая деятельность — основа для возникновения и развития социальных связей и процессов.

Средства, используемые в деятельности

Только человеческой деятельности присуще целеполагание — сознательное определение цели и путей ее достижения. 1. Сознательный характер: человек как субъект деятельности осознает ее цель, ищет и реализует способы ее достижения и предвидит результат. Все это требует от человека осознания причинно-следственных связей в природных и социальных процессах.2. Продуктивный (созидательный, творческий) характер: деятельность направлена на получение определенного результата.3.

Виды деятельности

Значительное место в деятельности человека занимает изготовление и употребление орудий труда, с помощью которых он воздействует на условия жизни, изменяя их для удовлетворения своих потребностей.

Общественный характер: в процессе деятельности человек вступает в контакты с другими людьми. Многие потребности человека могут быть удовлетворены только в коллективе, в результате совместной деятельности. Субъектом может быть один человек, группа людей или общественная организация. Чем разнообразнее набор средств, тем больше вероятность успеха.Деятельность представляет собой цепь действий. 1. Целенаправленные действия ориентированы на сознательно поставленную цель и опираются на рациональные средства ее достижения.

Аффективные действия обусловлены эмоциональным состоянием человека и направлены на немедленное удовлетворение той или иной потребности. Пример аффективного действия — нанесение человеком физического или материального ущерба обидчику в приступе гнева.4. Традиционные действия основаны на длительной привычке и задаются принятыми в обществе на протяжении долгого времени стереотипами поведения.

На основании разных принципов классификации выделяют разные виды человеческой деятельности.1. Внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) деятельность. Внутреннюю деятельность составляют мыслительные процессы, внешнюю — движения тела, мышеч­ные усилия, действия с реальны­ми предметами.2. Критерием для выделения этих видов деятельности служит ее соответствие или несоответствие принятым в обществе нравственным нормам.4.

Основа выделения этих видов деятельности – соответствие или несоответствие действий человека законодательным нормам.5. Добровольная деятельность осуществляется субъектом по собственному желанию, принудительная –— под влиянием воздействий извне, не совпадающих с желаниями самого субъекта.7. По сферам общественной жизни различают политическую, экономическую, социальную, духовную деятельность.

К основным видам человеческой деятельности относятся общение, игра, учение, труд, творчество. Каждый вид сознательной активности человека имеет специфические черты и выполняет определенные функции, однако все виды деятельности тесно связаны друг с другом. Из нашего определения субъекта следует утверждение, что в этой роли способен выступать только человек. Прогресс науки и техники привел к созданию таких технических устройств, которые способны работать в автоматическом режиме, без непосредственного участия человека.

В отличие от субъекта объект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. Мышление – это активный процесс отражения объективного (т.е. существующего независимо от человека) мира в понятиях, суждениях, гипотезах, теориях и т.п. Мышление – это процесс, совершающийся в коре головного мозга. Т.е. оно непосредственно связано с психическими процессами.

Результат деятельности

Субъект мышления – человек. Каждый человек обладает разными способностями, потребностями, интересами, волей и т.п. Мышление чаще всего возникает по воле человека, на основе возникших у него потребностей, интересов и т.п.;- оно непосредственно связано с языком. Осуществляя мышление, человек выражает в языке мысли, образы, абстракции и т.п.

Бобры при постройке плотин делают те действия, которые необходимы для этого. Но такой цели – построить плотину – они не ставят и не могут ставить. Деятельность человека поэтому целенаправленна, предполагает планирование. Деятельность – целенаправленная активность человека, преобразующая объекты мироздания. В гуманистической философской науке считается, что человек не может быть объектом или средством чьей-либо деятельности. В качестве мотива могут выступать потребности, интересы, идеалы, эмоции и т.п.

Деятельность человека тем и отличается от инстинктивного поведения животных, что она осмысленна. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности. Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Результатом деятельности человека становится искусственная среда – культура и общество.4. Преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир, природу и социальную реальность.

Что еще посмотреть:

  • Диагностика герпетической инфекцииДиагностика герпетической инфекцииДиагностика герпетической инфекции. РНГА применяется для выявления антител к Tr. pallidum при лабораторной диагностике сифилиса. Иммунологическая диагностика инфекционных заболеваний […]
  • Ученики умеющиеУченики умеющиеНаписав на доске число и «Классная работа» машинально, по привычке, подчеркнула орфограммы, о которых ученики не имели представления. Ученик под руководством учителя верно выделил корень в […]
  • Лабораторные работы по физике знакомство с оптическими методами измерения температурыЛабораторные работы по физике знакомство с оптическими методами измерения температурыПирометры полного излучения. Для измерения высоких температур широко применяются оптические методы, основанные на законах теплового излучения нагретых тел. Приборы, служащие для этих […]