Музыкальная Фантазия

Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении — одновременно или многопланово и почему? Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический, эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?

Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадываются всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Каждый такой мотив, каждое состояние либо вносит новый образ, либо дополняет и обобщает основной. Точно так же строятся и многие другие произведения небольшого масштаба. Ведь не случайно в музыке XIX века, в эпоху романтизма, так много сказавшего о человеке и сокровенном мире его чувств, достигла высочайшего расцвета именно музыкальная миниатюра.

Повышенный уровень сложности

Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович и другие выдающиеся отечественные композиторы создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир, реальный и фантастический, поднебесный и подводный, лесной и степной, претворился в русской музыке, в чудесных названиях её программных произведений.

Не менее богатым является образное содержание и в непрограммных сочинениях, не имеющих специального названия. Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам лишь в живом музыкальном звучании.

Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес связано с этой темой! И как необычайно богат образный мир осенней печали и прощания. Это строки из стихотворения Николая Рубцова «Журавли», в котором так пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей.

Журавли – это своеобразный образ-символ, как бы парящий над общей образной картиной прелюдии, сообщающий её звучанию особую высоту и чистоту. Музыкальный образ не всегда связан с воплощением тонких лирических чувств. Воплощение большого жизненного содержания рождает эпические образы, отличающиеся особой сложностью и многоплановостью.

Заметим сразу, что баллада исполняется, как правило, на языке оригинала — немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе. Обратите внимание на характер мелодии — отрывистой, с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она — плавная, закруглённая, певучая.

Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита. Именно русские былины, ставшие источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения.

Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь – герой баллады Шуберта.

Вообще в музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Как и в других видах искусства, образы бывают не только лирическими, но порой остро драматическими, выражающими столкновения, противоречия, конфликты. Рассмотрим различные виды образно-музыкального развития в их связи с особенностями музыкального содержания.

Что еще посмотреть:

  • Тема: Реактивний рух, будова ракетиТема: Реактивний рух, будова ракети2. На каком законе основано реактивное движение? Вопрос: За счёт чего шарик приходит в движение? V. Реактивное движение в природе. Реактивный двигатель - это двигатель, преобразующий […]
  • Осложнения язвенной болезниОсложнения язвенной болезниЯзвенная болезнь — заболевание, при котором в желудке и (или) 12-перстной кишке человека образуются дефекты (язвы). Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки обнаруживается в 4-13 раз […]
  • Феодальная лестница — YouTubeФеодальная лестница — YouTubeУ некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы. Почему […]