Поддержание международного мира и безопасности есть главная цель ООН, сформулированная в ее Уставе. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).
Все участники конференции признали тот факт, что на сегодняшний день отсутствует полноценная международная и национально-правова база для подготовки и проведения миротворческих операций. Практически все участники конференции согласны с тезисом, что сегодня ООН неспособна полноценно выполнять свои функции, связанные с миротворческими операциями. Необходимость повышения их роли в деле миротворчества сомнению не подвергается.
Дело, однако, не только в ресурсах. Однако с самого начал проявляться двойной стандарт в подходе Запада к проведению миротворческих операций. Было отмечено, что страны Запада принимают серьезное участие в урегулировании только тех конфликтов, которые в случае обострения могут стать для них опасными. Естественно, что Россия, занимаясь урегулированием конфликтов на постсоветском пространстве, так же в определенной мере заботится о своих интересах.
Гак. многие российские эксперты высказываются за финансирование миротворческих операций вне рамок бюджета Министерства обороны. Однако, как и в прежние годы, эти средства в бюджете страны не были предусмотрены. Армия по определению слабо приспособлена для действия в ситуациях, где нет очевидного противника.
Российский подход, закрепленный в Указе президента от 2 мая 1996 г., предполагает создание для этого специализированных воинских формирований. В них могут входить не только натовские коитингемты, но и воинские формирования из других стран (например, участвующих в программе «Партнерство ради мира»). Концепция МНОС отрабатывалась на проходивших в период с 9 по 21 марта 1998 г. маневрах «Стронг резолв-98».
Международно-правовые проблемы проведения ОПМ
Причем эта структура оптимизирована для действий в постконфронтационное время и способна при неблагоприятном развитии обстоятельств стать зародышем системы поддержания мирового порядка.
На протяжении ряда лет СНГ предпринимает меры в целях урегулирования вооруженных конфликтов на территории государств Содружества. Урегулирование конфликтов в данном случае включает в себя комплекс мер социально-политического, экономического, юридического, военного и иного характера.
КСПМ могут быть введены в район конфликта только после достижения между конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня или перемирии и выполнения ими этого соглашения. Слабостью правовой базы осуществления миротворческих операции СНГ является то, что ряд соответствующих юридических актов не действует в отношении всех стран-участниц Содружества.
В соответствии с Конституцией РФ решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории России относится к ведению Совета Федерации. Между тем в самом Решении записано, что оно вступает в силу со дня его подписания. Государство заключает с СБ соглашение, в котором определяется численность и оснащение войск, степень их готовности и дислокация, затем оно ратифицируется.
Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Начиная с 90-х годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями.
В 1996 году контингент достиг максимальной численности в 1600 человек (из них — 1340 в Боснии и Герцеговине). Вывод российских миротворцев из Боснии завершился 14 июня 2003 года. За время операций в Хорватии и Боснии погибли 22 российских военнослужащих. 25 июня 1999 по решению Совета Федерации РФ в Косово было направлено 3600 миротворцев. Миссия продлилась до 24 июля 2003 года. За время пребывания в Косово погибло 12 российских миротворцев.
Период после окончания «холодной войны» выявил целый ряд проблем, скрывавшихся и подавлявшихся ранее действием мощнейшего фактора в виде глобального противостояния двух мировых систем. Появление в Военной доктрине РФ новой функции ВС, связанной с урегулированием конфликтов, исходит больше из практической необходимости, нежели из предварительной теоретической проработки проблемы.
На уровне политических решений это выражается, в частности, в отказе ООН предоставить СНГ мандат на проведение миротворческих операций. Это говорит о том, что миротворческие операции в значительной степени представляют собой механизм осуществления прежде всего политики конкретных государств.