МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования — возможность получения в течение короткого времени результатов.

Наука — прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Цель лонгитюдных исследований — регистрировать соматическое и психическое развитие личности. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности. Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии.

Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления.

Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.

2. Наша психология утверждает единство психического и физического, поэтому психологическое исследование часто включает физиологический анализ психологических процессов. Психологическое исследование не может изучать психические явления в отрыве от их психофизиологических механизмов. 4. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования.

Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности. Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Методы — это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик. Лонгитюдный метод — это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования

Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании.

Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез

Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Психодиагностические методы. Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово “тест” означает “проба” или “испытание”.

Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы.

Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной , но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога.

Наиболее продуктивное использование указанного метода в сфере сравнительной психологии (зоопсихологии) принадлежало В.А.Вагнеру

Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка — действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции.

Современный экспериментальный метод существует в трех формах: лабораторный, естественный и формирующий эксперимент. Организационные методы К познанию закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного наблюдения психические закономерности.

Что еще посмотреть: