В задачи специальной психологии входит:1. Начнем с формирования основ специальной психологии. В начале XX в. детей с недостатками развития называли «ненормальными детьми», затем «аномальные дети», «дефектные», и на сегодняшний день «особые дети» или «дети с ограниченными возможностями».
Он включает в себя работу защитных механизмов, т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Социальный — его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяютсянациональными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в процессе становления и раскрытия человеческой сущности, бесспорно, принадлежит социальным факторам.
В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каждом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорциональных отношениях. Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности. Понятие реабилитация, как и коррекция,указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.
Адаптация и компенсация
Адаптация часто определяется какособый процесс восстановлениянарушенного равновесия между индивидом и средойпутем внутренних изменений самого индивида. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы, приводящие к изменениям, направление которыхуводит индивида от исходного состояния,тем самым восстанавливая равновесие. Компенсаторные процессы стремятсявернуть индивида к исходному утерянному состоянию.И чем в большей степени это удается,тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.
Уровни протекания компенсаторных процессов
Предметом явл. процесс развития в стесненных обстоят-вах. 2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; 3. разработка средств психологической коррекции недостатков развития;4.
Компенсаторные механизмы психики как сложнейшей системы
Направление детей в соответствующее недостатку развития образовательное учреждение должно осуществляться на основе тончайшей и точнейшей дифференциальной диагностики. Все это необходимо для составления индивидуального плана обучения ребенка, иметь который особенно важно в условиях интегрированного обучения детей с отклонениями развития в обычных школах.
Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Так, например, анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно раньше.
Тщательное наблюдение за поведением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях
Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих проявлений может дать очень многое. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.
Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения. В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели — французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, работавшие во второй половине XIX в., — значительное внимание уделяли изучению психологических особенностей умственно отсталых. Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения.
Далее развитие психологических исследований лиц с психическими и физическими недостатками идет нарастающими темпами. В 1970-х гг. возникает еще одно новое направление — психологическое изучение детей с ранним детским аутизмом. Мало пока исследованы и особенности психики при тяжелых и глубоких степенях нарушений развития. Все причины и факторы нарушений слуха можно разделить на три группы.
Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период {врожденное нарушение слуха). Третья группа — факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под Действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка.
Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному. Глухие дети позднее, чем слышащие, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходство.
Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом особенностей объекта изучения
После шести месяцев жизни слепые дети начинают резко отставать в развитии движений от зрячих того же возраста. В старшем дошкольном возрасте большинство слепых детей четко соотносят звуковые качества с предметами, действиями с ними или орудиями действий, обосновывая логически свои суждения.
В психологии подобные условия описываются с помощью термина «обедненная среда»
В связи с тем что одни черты и качества личности оказываются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие в меньшей, на третьих отражаются неблагоприятные внешние условия развития. Дети с глубоким поражением зрения в подрастковом возр. очень сильно пережив. А.Г.Литвак, анализируя взгляды ученых начала XX в. на мышление слепых, выделяет две противоположные точки зрения.
Специальная психология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропсихология. Ребенок с нарушением зрения зависит от выбора, обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации.