Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии — Челябинский центр интегративной психологии и парапсихологии «Пси-синтез»

В задачи специальной психологии входит:1. Начнем с формирования основ специальной психологии. В начале XX в. детей с недостатками развития называли «ненор­мальными детьми», затем «аномальные дети», «дефектные», и на сегодняшний день «особые дети» или «дети с ограниченными возможностями».

Он включает в себя работу защитных механизмов, т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Социальный — его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяютсянациональными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в процессе становления и раскрытия человеческой сущности, бесспорно, принадлежит социальным факторам.

В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каждом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорциональных отношениях. Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности. Понятие реабилитация, как и коррекция,указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

Адаптация и компенсация

Адаптация часто определяется какособый процесс восстановлениянарушенного равновесия между индивидом и средойпутем внутренних изменений самого индивида. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы, приводящие к изменениям, направление которыхуводит индивида от исходного состояния,тем самым восстанавливая равновесие. Компенсаторные процессы стремятсявернуть индивида к исходному утерянному состоянию.И чем в большей степени это удается,тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

Уровни протекания компенсаторных процессов

Предметом явл. процесс развития в стесненных обстоят-вах. 2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; 3. разработка средств психологической кор­рекции недостатков развития;4.

Компенсаторные механизмы психики как сложнейшей системы

Направление детей в соответствующее недостатку развития об­разовательное учреждение должно осуществляться на основе тон­чайшей и точнейшей дифференциальной диагностики. Все это необхо­димо для составления индивидуального плана обучения ребенка, иметь который особенно важно в условиях интегрированного обу­чения детей с отклонениями развития в обычных школах.

Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки раз­вития. Так, например, анкети­рование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нор­мально развивающимися это возможно раньше.

Тщательное наблюдение за пове­дением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях

Из-за ряда особенностей этих де­тей применение экспериментальных методик в раннем и дош­кольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих прояв­лений может дать очень многое. Она соприкасается с рядом разде­лов общей психологии.

Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения. В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели — французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, работавшие во второй половине XIX в., — значительное внимание уделяли изучению психологических осо­бенностей умственно отсталых. Важнейшей вехой в истории развития специальной психоло­гии было введение обязательного общего начального обучения.

Далее развитие психологических исследований лиц с психи­ческими и физическими недостатками идет нарастающими тем­пами. В 1970-х гг. возникает еще одно новое направление — психологи­ческое изучение детей с ранним детским аутизмом. Мало пока исследованы и особенности психики при тяже­лых и глубоких степенях нарушений развития. Все причины и факторы нарушений слуха можно разделить на три группы.

Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приво­дящие к общей интоксикации организма матери в этот период {врожденное нарушение слуха). Третья группа — факторы, дей­ствующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жиз­ни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под Действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в раз­личные периоды развития ребенка.

Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случа­ях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормаль­ному. Глухие дети позднее, чем слышащие, научают­ся выделять в предметах не только различия, но и сходство.

Каждая из методик применяется в определенных целях и с уче­том особенностей объекта изучения

После шести месяцев жизни слепые дети начинают резко от­ставать в развитии движений от зрячих того же возраста. В старшем дошкольном возрасте большинство слепых детей четко соотносят звуковые качества с предметами, действиями с ними или оруди­ями действий, обосновывая логически свои суждения.

В психологии подобные условия описываются с помощью термина «обедненная среда»

В связи с тем что одни черты и качества личности оказываются в значительной за­висимости от дефекта зрения, другие в меньшей, на третьих от­ражаются неблагоприятные внешние условия развития. Дети с глубоким поражением зрения в подрастковом возр. очень сильно пережив. А.Г.Литвак, анализируя взгляды ученых начала XX в. на мы­шление слепых, выделяет две противоположные точки зрения.

Специальная психология связана с такими областями психо­логии, как детская, возрастная и педагогическая психология, пси­хофизиология и нейропсихология. Ребенок с нарушением зрения за­висит от выбора, обработки, удержания в памяти и использова­ния слуховой информации.

Что еще посмотреть: