Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений

2. Определение темпа речи ребенка (замедленный, ускоренный, скачкообразный). При сопряженной речи заикающийся произносит фразы вместе с логопедом. В игре наедине с собой речь плавная, запинок не наблюдается. У некоторых детей при появлении заикания отмечается кратковременный период, когда они в процессе речи прикрывают рот рукой, как бы опасаясь появления запинок, или ограничивают речевое общение.

Рассмотрим применение данного принципа при овладении плавной, свободной от заикания речью, с учетом различных факторов, которые оказывают влияние на речь ребенка. Одним из факторов, влияющих на речь заикающегося, является степень ее самостоятельности. Ответы на вопросы — следующая, более сложная форма речи для заикающихся. Пересказ представляет собой не одну, а по крайней мере несколько связанных между собой фраз. Речевой материал отбирается в соответствии с возрастом ребенка.

При этом тщательно изучаются особенности развития ребенка с момента его рождения. При обнаружении скрытого левшества необходимо начать переучивать ребенка пользоваться левой рукой (это даст дополнительный эффект в устранении заикания).

Начиная с 70-х годов, в отечественной научной литературе выходит значительное число публикаций, свидетельствующих о новых трактовках клинической картины, наблюдаемой при заикании. В качестве психогении может быть резкая смена привычной обстановки (например, при определении в детский сад ребенка без достаточной подготовки).

Такие состояния у детей могут развиваться в семье с напряженным психологическим климатом. Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. Темп речи часто ускорен, дети как бы “захлебываются” речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается “смазанность” произнесения звуков в речевом потоке.

Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, становятся в ней раздражительнее, плаксивее, к условиям детского сада проявляют обычно плохую переносимость. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы.

Нередко заикание постепенно приобретает хроническое течение, при котором в дальнейшем полных и длительных ремиссий уже не наблюдается, и речевое нарушение становится все более тяжелым.

В семьях детей, у которых имеется неблагоприятное течение заикания, бытуют нередко неправильные формы воспитания, способствующие хронификации речевой патологии. При обследовании детей дошкольного возраста при невротической форме заикания чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики.

Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений

Отмечалось улучшение общего психосоматического состояния и речи. Наладился сон, улучшился аппетит, девочка стала спокойнее. Заикание проявлялось иногда в виде легких запинок в спонтанной речи. Звук “Р” на стадии автоматизации. При осмотре через год девочке 4 г. 2 мес. Девочка спокойная, легко вступает в контакт. Все звуки произносит чисто. Заикание наблюдается редко и только в периоды сильного эмоционального напряжения.

2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии

В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными. Подростки начинают испытывать затруднения во время ответов в классе, волнуются при разговоре с незнакомыми лицами.

В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести. Нередко при слабом, а иногда едва заметном для окружающих речевом дефекте, страх речи может быть ярко выраженным.

Особое внимание логопед обращает на ускоренный темп речи, так как всего труднее в дальнейшем нормализовать его. Часто в таких случаях в семье ребенка и взрослые говорят слишком быстро. Общее состояние улучшилось: девочка стала спокойнее, запинок в речи наблюдалось меньше. Примерно через 1,5 месяца общения с использованием слов татарского языка мать заметила вначале редкие, а затем более частые судорожные запинки в речи ребенка. Следует также особо подчеркнуть, что в состоянии эмоционального комфорта, в процессе игры или наедине с собой речь у них обычно свободна от судорожных запинок.

Что еще посмотреть: