Как и положено в мифах, рождение богини Афины было необычным

Как и положено в мифах, рождение богини Афины было необычным. Афина и Марсий. Кроме того, Афина приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины. Было известно, что Афина и Геракл помогли Зевсу. Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды.

Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. Её называли «сероокой и русоволосой», у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу.

После этого он породил воительницу Афину-Тритогенею из своей головы. При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчёркивает, что родилась без матери. Стесихор впервые упоминает, что Афина явилась из головы Зевса в полном боевом вооружении (паноплии). О доспехах говорится также в XXVIII гомеровском гимне и у орфиков. По Ликофрону, Афина родилась у Зевса на третий день.

Как утверждает Квинт Смирнский, Одиссей и Диомед похитили ксоан Афины из Трои с её согласия

Кроме того, приводится и другое толкование её рождения: согласно некоему Аристоклу, Афина была скрыта в облаке и появилась из него благодаря удару молнии Зевса, произошло же это на Крите. В этом мифе «отразилось представление о рождении молнии и грома из тяжело нависшей грозовой тучи» (В. Г. Борухович). Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии. Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой.

За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября), и этот день афиняне изымали из календаря. По основному сказанию (связно излагаемому Псевдо-Аполлодором), Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать.

Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю (по более простой версии, он пустил семя сразу в землю), после чего Гея-земля родила младенца.

Еврипид рассказывает, что Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям. Они были либо убиты драконом, либо Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребен на священном участке храма Афины Полиады.

Согласно гипотезе Павсания, змея, изображенная возле статуи Афины в Парфеноне — это Эрихтоний. Миф также упоминают Лукиан и Павсаний. Также, по версии, Афина вместе с Гефестом создали по воле Зевса первую женщину — Пандору, открывшую злополучный сосуд, называемый ящик Пандоры. В Беотии Афина-изобретательница флейты, даже почиталась под особым именем Бомбилея, то есть Афина «пчелиная», «жужжащая»).

Павсаний также упоминает статую Афины, бьющей силена Марсия, который поднял флейту). Миф продолжается рассказом, что в игре на «Палладиной флейте» сатир был побежден Аполлоном, и с него содрали кожу. По его мнению, настоящая причина действий Афины в том, что игра на флейте не связана с умственным развитием. Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов.

Гигин приводит рассказ, что после гибели ЭпафаЗевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой. Другие подробности битвы с гигантами изображались на щите статуи Афины Парфенос. В трагедии Еврипида «Ион» афинские женщины обсуждают это изображение: Афина, держащая щит с Горгоной на нём, выступает против Энкелада. Также Афина гнала колесницу с парой коней против Энкелада, а когда тот обратился в бегство, обрушила на него остров Сицилию.

Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера

Еврипид отмечает, что Илион разрушен «злобою Паллады» и её силой. Так, Эпей построил троянского коня по её замыслу и с её помощью. Квинт Смирнский в поэме «После Гомера» подробно излагает, что Эпей научился своему ремеслу от Афины (XII 85), Афина является во сне Эпею (XII 109—121).

Когда Геракл прибыл в Сицилию, Афина приказала нимфам, и близ Гимера забили теплые источники для него

Позже Эпей посвятил свои инструменты в храм Афины Миндии. Жители Метапонта показывали в храме Афины эти железные орудия, которыми Эпей соорудил коня). И. Г. Траутманн. Далее богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода.

Посвящение коня Афине (и даже соответствующую надпись на нём) упоминают многие авторы. Богиня сама незримо помогала троянцам тащить коня к храму Афины. Гомер упоминает, что Афина заставляет Елену отойти от троянского коня.

Стаций изображает богов Геракла и Афину встречающимися на поле битвы. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом был перенесен через море. В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств, ради которых почитается. Афина сплясала боевой танец с копьем и в латах либо после победы над титанами, либо сразу после рождения. Хотя в битве с гигантами Афина призвала на помощь богам Геракла, но сама также отличилась.

Что еще посмотреть: