И третий многогранник из этой серии (рис. 8в) — кубоктаэдр, он состоит из шести квадратных и восьми треугольных граней. Рассмотрим еще одну возможность получить объемную форму из листа бумаги без клея. На чертеже (ил. 28) показаны геометрические рисунки прорезей в виде окружностей и квадратов. Да, привыкли к тому, что лист бумаги — это плоскость, и трансформировать ее в объем можно только в виде простых фигур — кубов, цилиндров, призм, тетраэдров, пирамид.
Этот прием можно использовать для членения поверхностей и проникновения во внутреннее пространство объема. Заготовка, надрезанная с лицевой поверхности и с изнанки, четко складывается в задуманную фигуру. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное: способ, которым пользуется А. С. Близнюк, поистине универсален. Еще один метод формообразования заключается в использовании унифицированных элементов — своеобразных кирпичиков, из которых можно строить различные макеты и модели.
Архив журнала Моделист-Конструктор
Затем миллиметровка накладывается на лист ватмана, и эти точки перекалываются на него. Проколы на ватмане также отмечаются кружочками (рис. 6б) — таким образом вы их не потеряете на листе бумаги.
Надсечка делается на 0,5 толщины листа бумаги, это надо делать легко, чтобы не прорезать бумагу насквозь. Основания конуса и цилиндра (окружности) вырезаются ножом и подравниваются ножницами. Окружность можно вырезать и при помощи измерителя, если очень хорошо заточить одну из иголок. Для склеивания боковых поверхностей конуса и цилиндра можно предусмотреть дополнительный клапан. Чтобы качество макета было высоким, надо сделать очень точный чертеж, сделать надсечки и прорези, а следы карандаша аккуратно стереть.
При выполнении этих упражнений следует избегать членений, которые требуют сквозных прорезей. Нанося на поверхность бумаги прямолинейный или криволинейный рисунок, сгибая бумагу по этим линиям, из плоского листа можно получить рельефную пластику поверхности.
Задачи: Усвоить ПОНЯТИЯ фронтальной и объемной композиции. Размер куба 10×10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в пространстве на основное направление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (ил. 16—20).
В зависимости от места расположения и характера членений (угловое, центральное, симметричное, асимметричное) меняется и восприятие самого объема в пространстве, его ориентация на зрителя. Путем прорезывания и отгибания отдельных частей можно создать полусферу и пирамиду (ил. 27). Форма пирамиды строится из взаимно перпендикулярных треугольных пластин разной величины.
Разметьте лист бумаги так, как это показано на рисунке 4. При надрезе учтите, что сплошные линии надрезаются с лицевой стороны, а штриховые с изнанки
Задачи: Проследить, как меняются свойства геометрической формы в зависимости от степени ее членения и характера используемых для членения элементов. Выполнить макеты объемных форм из ритмических элементов по предложенным образцам (ил. 27—29). Разработать одну из объемных форм (куб, пирамида, тетраэдр) с помощью ритмических пространственных элементов (ил. 30—33). Элементы, как части плоскости, могут изменяться по ритмическим закономерностям и отгибаться наружу или внутрь основного объема.
Из глухой, статической, форма может превратиться в легкую, ажурную, имеющую свое внутреннее пространство. В чем же отличие этого метода от способа выклеивания обычных бумажных игрушек по выкройкам? Во-вторых, используется метод предварительного надрезания будущей грани рельефа: при этом ватман легко и без искривлений сгибается.
На примерах видно, что по мере увеличения пластики в основной объем куба внедряется и пространство
С его помощью можно трансформировать плоскость листа в любые, сколь угодно сложные поверхности. Если говорить о перспективе, методика эта достаточно легко алгоритмизуема, то есть почти всегда можно составить программу выполнения рисунка рельефа.
Кафедра черчения и труда Орловского института давно уже практикует геометрическое макетирование из бумаги в учебном процессе. Создавалось впечатление, что все эти «игрушки» сделаны из гипса. И только их почти абсолютная невесомость свидетельствовала — перед нами бумага.